Категории Новости

ОСАГО: дороже жизни

Пожалуй, каждому автовладельцу знакомо это тягостное чувство, когда заканчивается срок действия старого полиса ОСАГО и подходит время получать новый. Казалось бы, подумаешь, событие — сменить один документ на другой. Собственно, даже не сменить, а всего лишь продлить. Но это просто только на взгляд стороннего человека, никогда не пытавшегося получить полис ОСАГО. Любой водитель расскажет вам свою историю, полную истинного драматизма и нешуточных испытаний. И не стоит скептически улыбаться: в наше время получить полис ОСАГО без лишних нервов и потери времени и денег действительно удается лишь единицам.В апреле прошлого года, когда вступили в силу новые тарифы по страхованию автогражданской ответственности, большинство водителей не сразу смирилось с тем, что за «автогражданку» теперь приходилось платить ощутимо больше. И даже то обстоятельство, что повышалась не только стоимость полиса, но и суммы выплат за ущерб, причиненный имуществу, и за нанесение вреда здоровью при ДТП, не смогло свести на нет отрицательное отношение к возросшим тарифам. А потом оказалось, что хоть выплаты и возросли, но они по-прежнему не всегда покрывают реальный ущерб… Но самым главным разочарованием для водителей стало, пожалуй, другое. Вместо обещанных законодателями 40 процентов полисы ОСАГО выросли в цене в разы! И такое положение сохраняется по сегодняшний день, невзирая на многочисленные протесты ошарашенных водителей.Почему же мы вынуждены платить за «автогражданку» так дорого?Найти сегодня в интернете сайт какой-либо страховой компании, а на нем — калькулятор ОСАГО, с помощью которого легко самостоятельно рассчитать, во что вам обойдется полис — не проблема. Так и поступают многие водители, прежде чем отправиться в офис страховой компании. Но почему-то цифры, «выданные» калькулятором, разительно отличаются от тех, что вписывают в полис страховщики. В августе прошлого года, страхуя свою не очень новую иномарку, я вынуждена была заплатить только за полгода, хотя до этого всегда страховалась на год. Платеж оказался неподъемным — он превысил предыдущий более чем в три раза! Мало того что вырос тариф, страховой агент не применила ни одного понижающего коэффициента — за водительский стаж, за безаварийную езду в предыдущий год… Сослалась на то, что при переходе с неограниченного числа водителей, допущенных к управлению транспортным средством, на ограниченное все коэффициенты якобы отменяются. Хотя на самом деле полис с допуском неограниченного числа водителей стоит гораздо дороже…Но, как водится, все тайное рано или поздно становится явным. Стало известно и то, что страховщики старались не очень афишировать: оформляя полисы ОСАГО, страховые компании стараются под любым предлогом «впарить» страхователю дополнительные услуги: страхование жизни, например, или имущества… Причем чаще всего страхователь об этом даже не догадывается. Время от времени та или иная компания милостиво позволяет автовладельцам застраховать исключительно автомобиль без всяких страховок «в нагрузку», но, как правило, такое счастье длится недолго. И потому главным для жаждущих получить полис становится поиск информации о том, где на сегодняшний день объявлен «аттракцион неслыханной щедрости» — выдача полисов без, так сказать, обременения. Хотя на самом деле навязывание дополнительных услуг в виде страхования жизни абсолютно недопустимо и является ничем иным, как нарушением законных прав потребителя (в данном случае — потребителя услуги).Ярешила выяснить, как обстоят дела с выдачей полисов ОСАГО в Волгодонске. Для начала попыталась позвонить в офисы наиболее известных страховых компаний. Чтобы найти адреса и телефоны, решила использовать самый, казалось бы, простой способ — получить информацию с помощью интернета. Увы, все оказалось не так просто: сайты большинства компаний были «нерабочими», чаще всего на них располагалась, мягко говоря, устаревшая информация, по указанным телефонам никто не отвечал. А некоторые уже просто прекратили свое существование — в нашем городе, во всяком случае. Узнать телефоны через какую-либо телефонную справочную службу тоже оказалось проблематично. Пришлось действовать с помощью «сарафанного радио», а иногда и просто наобум.Начать решила с компании, оказавшейся ближе к моему дому — «ЭНИ» (пр. Курчатова, 32). Зайти в офис сразу не удалось — очередь. Словоохотливый мужичок, стоявший у двери первым, поделился информацией: записываться нужно заранее, примерно за две недели. Страхуют вроде бы без дополнительных услуг, цены в итоге получаются божеские. По слухам, это единственная компания в городе, где не навязывают страхование жизни, потому и полис здесь стоит на порядок ниже.Чуть позже я позвонила в «ЭНИ», и там мне подтвердили: получить полис ОСАГО без страхования жизни можно, только сначала необходимо написать заявление. А записываться, действительно, нужно за две недели…Следующей в моем списке оказалась самая, пожалуй, известная компания — «Росгосстрах». Там, помнится, прошлой весной один мой знакомый застраховал свою «Ладу» «вчистую», без дополнительных услуг. Правда, тоже пришлось записываться заранее. Но в офисе компании на улице Ленина, 94 меня дальше порога не пустили: «Сегодня не страхуем, езжайте на Весеннюю». Точно! На Весенней, 20 можно найти агентов всех представленных в городе компаний.На втором этаже большого здания, где расположились представители сразу нескольких страховых компаний, было на удивление тихо и пусто. Девушка, которую я попросила посчитать, во что обойдется мне ОСАГО, взяла документы на машину, выяснила необходимые детали и через пару минут выдала результат. Сумма оказалась несколько меньше, чем я платила в прошлом году.- Вы же выдаете полисы без страхования жизни? — решила я уточнить.- Почему? Со страхованием. Могу выписать вам полис одной из четырех компаний, которые представляю. Я вам посчитала ОСАГО от компании РЕСО-гарантия, здесь страхование жизни в стоимости полиса — 2000 рублей. Можно «Росгосстрах» — там 4000.- Но ведь это незаконно!-Ас нас требуют! Не нравится — ищите другую компанию.Поискать, конечно, можно, но не факт, что поиски увенчаются успехом. А вот можно ли заставить страховые компании соблюдать закон?Теоретически — да. Боюсь только, что желающих бороться за справедливость найдется немного. Судите сами. У вас закончилась страховка, но машина нужна вам каждый день, и вы стараетесь получить новый полис как можно скорее.Если в страховой компании с вас незаконно требуют лишние деньги, вариантов дальнейшего развития событий два. Первый: вы платите названную сумму, тут же получаете новый полис и продолжаете ездить на своей машине. Вариант второй: вы пишете заявление в правоохранительные органы, пересаживаетесь на общественный транспорт (без страховки ездить нельзя) и спустя некоторое время (возможно, достаточно продолжительное) празднуете победу.Кстати, сегодня законодательно установлена ответственность юридического лица (страховой компании) за необоснованный отказ от заключения ОСАГО и навязывание дополнительных услуг. Штраф за нарушение — 50 ООО рублей. Так что, если у вас хватит терпения и мужества, вы тоже сможете попортить страховой компании немало крови.Если вы все-таки решитесь защищать свои законные права, приготовьтесь к тому, что эта борьба легкой не будет. Прежде всего нужно постараться провести разговор со страховщиком при свидетелях или записать его на диктофон. Можно также попросить указать причину отказа выдачи полиса в письменной форме. А затем уже следует обращаться с исковым заявлением в суд. Машиной все это время, правда, пользоваться вы не сможете, зато при решении дела в вашу пользу можно рассчитывать на приличную компенсацию — за моральный ущерб, упущенную выгоду (если машина является источником вашего заработка), реальный ущерб. А в довершение страховая компания будет вынуждена все-таки выдать вам полис ОСАГО — и без всяких дополнительных условий.Но что-то подсказывает мне, что такой вариант развития событий маловероятен. Мало кто согласится два-три месяца, пока будет рассматриваться дело, передвигаться пешком или на общественном транспорте. Представители страховых компаний тоже об этом знают и потому менять что-то в своей работе не торопятся.Ну а выбор все-таки за нами. Может, когда-нибудь наши люди начнут считать соблюдение их прав главным приоритетом, и наше государство станет действительно правовым, в том числе и в автомобильной сфере. А пока записывайтесь в очередь к тем немногим компаниям, кто хоть как-то соблюдают закон. Очередь, судя по всему, будет немаленькой.Дороги в Волгодонске будут ремонтировать в несколько этапов. Сейчас заделывают «сверхнормативные» (по предписанию ГИБДД) ямы