Категории Новости

Устав не застывшая форма

21 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯЕвгений Магденко был автором первого устава города и заместителем председателя городской Думы первого созыва. Сегодня он рассказывает…Первый вариант устава города был принят городской Думой почти двадцать лет назад, 4 ноября 1996 года. До этого несколько месяцев шла кропотливая работа. Не было первого и последующих чтений. Обсуждалась каждая фраза. Это сейчас написали закон, по которому нам надлежит жить, и ни шагу в сторону. Причем не важно, что теперь у нас нет фактически главы города. Есть непонятный конгломерат «глава города — председатель городской Думы». Иными словами, представительным органом населения города — городской Думой — руководит тот, который ему подконтролен. Исполнительным органом местного самоуправления — администрацией города — руководит наемный глава администрации. На эту тему я уже высказывался. Но на вопрос, кто из двух глав главнее и к кому с какими вопросами обращаться, ответа так и не последовало.А в то время создавать устав города пришлось, имея в руках лишь федеральный закон о местном самоуправлении. Схема местного самоуправления трактовалась в законе настолько широко и неопределенно, что можно было легко впасть в крайность. К примеру, город можно было обозвать «станица», высшим органом местного самоуправления был бы «казачий круг», который избирал бы свой исполнительный орган в лице атамана. Можно было учредить правительство вместо администрации с министерствами вместо отделов. Кстати, такой вариант предлагала группа наших депутатов на полном серьезе. Представительный орган местного самоуправления можно было назвать дума, совет, собрание и так далее.Ко времени принятия устава города начала работать областная комиссия по регистрации местных уставов. Туда и были направлены два варианта устава города — мой и группы депутатов. Принципиально они разнились лишь схемой местного самоуправления. Каково же было наше удивление, когда мы получили ответ, что оба варианта имеют право на жизнь. Тогда было принято решение рассматривать оба варианта по пунктам и статьям, выбирать более подходящее или синтезировать новые варианты, пригодные для города. Мой вариант местного самоуправления сводился к следующему. Представительный орган — городская Дума во главе с председателем из числа депутатов и двумя заместителями. Исполнительный орган — администрация города во главе с наемным по трудовому договору руководителем. Главное должностное лицо города — глава города, избираемый гражданами прямым голосованием. Не захотели тогда депутаты лишить главу города руководства администрацией. Так и тянул он две должности до сентября прошлого года. Понадобилось двадцать лет, чтобы понять, каково должно быть назначение главы города. Устав города — это не застывшая форма. Жизнь и опыт местного самоуправления предлагают все новые формы общественного устройства. Необходимо выбирать лучшее и через общественные слушания вносить в устав города. Одна из известных и проверенных на практике форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении — территориальное общественное самоуправление (TOC) — в нашем городе так и не получила развитие. Не доверяет администрация города своим гражданам. Боится администрация города расстаться с частью своих полномочий, а заодно и частью бюджета города. Ведь если все городские округа перейдут на территориальное общественное самоуправление с образованием юридического лица, то администрации придется очень сократиться по численности. В 2001 году мне пришлось по заданию главы города очень тщательно изучать практику ТОСов других городов, в частности, Таганрога. Была разработана самая детальная схема организации ТОСов и их взаимодействия с администрацией города. Однако дальше разговоров дело не пошло. На всех уровнях власть постоянно жалуется на инертность и аполитичность населения. А когда население предлагает создать T0C, то встречает сопротивление со стороны администрации. Уверен, что за ТОСами будущее. В этом вопросе свое веское слово должна сказать городская Дума.***фото: