Честный портрет времени, или Как увидеть страну, которую мы потеряли
В эколого-историческом музее Волгодонска действует уникальный образовательный проект «Место встречи с Искусством»Именно с большой буквы написано слово «Искусство». И вряд ли кто-то упрекнет организаторов в ошибке. Потому что приехавшие к нам репродукции интересны не только с художественной точки зрения.- Я встретился с МО-ЛО-ДО-СТЬЮ!!! — Так, делая экспрессивное ударение на каждом слоге, говорит о своих впечатлениях известный волгодомский художник Виктор Николайчик. — Конечно, с точки зрения искусствоведения, некоторые работы оценивать сложно. Но! В них живет честный портрет времени. Мое восхищение объяснимо: меня вернули в 1965-1969 годы, когда я был студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и часто видел многие из этих картин в Эрмитаже, Государственном Русском музее. Но уверен: и для людей, которые живут в другой системе ценностей, выставка станет хорошим потрясением.Вместе с Виктором Иосифовичем надеюсь на это всей душой. «Злоупотребив» гостеприимством наших милых музейщиков, ухожу с вернисажа последней, так и не насмотревшись, не нарадовавшись свиданию и с моими тоже детством, юностью. А ведь это было еще и свидание со страной, что мы потеряли… Художники, с работами которых здесь знакомят, создали ее действительно честный портрет в разные времена.Хотя как по-разному они все видели и в каких непохожих стилях работали! Одни писали в классическом жанре реализма. Другие создавали на холстах идеальный мир, о котором мечтали. Третьи сказали новое слово в батальном жанре благодаря традициям русской иконописной школы и живописи Палеха.Открывая презентацию, Елена Николаевна Емцева, научный сотрудник нашего музея, призналась: «Даже немного завидно, что проводить эти экскурсии будем не мы». Вот такой это культурно-просветительский десант, организованный Министерством культуры России и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИ-30» при поддержке «Почты России». Показ привезенных к нам полотен ведут студенты Московского государственного педагогического университета, увлеченные прогрессивными методиками работы с аудиторией. Вот что рассказала корреспонденту «ВП» координатор проекта Лали:- Наша выставка задумана для популяризации отечественного искусства и культуры с помощью образовательных программ. В проекте участвуют 59 студентов. Его маршрут — 45 тысяч километров — пройдет через 29 малых городов России. Центр «Р0СИ30» собрал классические образцы советской живописи 20-40-х годов. Наши гости смогут познакомиться с репродукциями творений Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Митрофана Грекова и других советских художников. Мы подготовили мастер-классы, интерактивные экскурсии, викторины с очень интересными призами. А экскурсоводы будут говорить с детьми на близком для них языке. Бесплатные образовательные модули, адаптированные и для школьников, и для студентов, и для пенсионеров, и для воспитанников интернатов и детских домов, научат наших гостей понимать особенности стиля и сюжета, колорита и композиции, чувствовать настроение времени, находить тайные смыслы в запечатленных на холсте сценах.Да, и тайных смыслов, и удивительных историй нас ждет немало. Ведь эти холсты в свое время взрывали общественное мнение, ломали традиции, порождали скандалы! А картина Алексея Пластова «Фашист пролетел», как утверждают историки, даже помогла открытию второго фронта. Сталин показал ее на встрече в Тегеране Черчиллю и Рузвельту, и эти великие люди в первые минуты не могли сказать ни слова. Хотя на полотне — никакого сражения. Трогательный сельский пейзаж, почти левитановские березы. Но, вглядевшись, понимаешь: вот оно, самое ужасное лицо войны. Перед нами расстрелянный маленький пастушок и убитый среди поля осот. А на горизонте — силуэт немецкого бомбардировщика…Вот часть триптиха «Александр Невский», который Павел Корин писал под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. В левой и правой частях полотна — солдаты, собирающиеся на войну. Их провожают женщины: мать, жена с ребенком на руках. И они, и древняя земля, и река, и маленькая церковь, которую заслоняет собою воин, — все это нуждается в его защите. А посередине — монументальная, написанная в иконописной манере фигура Александра Невского. Он стоит с зачехленным мечом, ожидая тех, с кем нужно биться. Враги погибнут от того же меча, с которым пришли.Не меньшее потрясение вызывает каждое полотно, посвященное и Октябрю, и гражданской войне, и славной истории 20-х годов, и периоду первых пятилеток, и послевоенному восстановлению страны. Например, «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» Кузьмы Николаева. «Шпалы» человеческих фигур здесь — как риски на циферблате: вектор развития задан, история неумолимо несется вперед в революционном развитии… А первомайская демонстрация, какой ее увидел Исаак Бродский! На картине можно разглядеть все: во что люди одеты, что написано на лозунгах. Но лица смазаны. Все участники действа — часть единого целого, объединенные движением к светлому будущему… Интереснейшее погружение в историю.Да, эти художники приняли идейные требования Страны Советов и безоговорочно подчинялись им. Мы, наверное, еще долго будем спорить: что в той стране было хорошо и что плохо. Но художники создали честный и, безусловно, талантливый ее образ в том времени, которое выпало им. Как сказала председатель общественного совета по вопросам культуры и искусства Людмила Мурашева: «Вот она, твоя жизнь, которая вроде бы только что прошла, а уже стала историей. Такие выставки — это просто подарок».И, правда, роскошный подарок. Выставки совершенно бесплатные для всех желающих. Музей, как сказала его директор Ирина Павлинок, даже в эти 18 дней, а именно столько будет находиться экспозиция в Волгодонске, на час продлил время работы, чтобы как можно больше людей увидели выставку. Не пропустите встречу с Искусством!***фото: