Метод Першина
Его числовая терапия способна поменять человекаВ конце октября Волгодонск посетил давний друг — Николай Алексеевич Першин. В городе, который стал родным за годы проживания, он лишь проездом из Горячего Ключа в Санкт-Петербург. Но двухчасовой семинар, который он провел для студентов Волгодонского института (филиала) ЮФУ, был незабываемым. Изобретенная им математикотерапия — это не обычные уроки математики, а подарок для ума и души любого человека, будь то дошколенок, выпускник вуза или известный профессор.«ЦАРИЦА НАУК» КАК ЛЕКАРСТВОМатематикотерапия — это метод освоения математики совершенно новыми способами, не описанными в обычных школьных учебниках. Но почему терапия? Ведь терапия — это лечение с целью облегчить или снять симптомы заболевания. Николай Алексеевич утверждает, что с помощью его методов терапии математикой у людей возможны улучшения в состоянии здоровья. Например, так называемые трудные дети, у которых нарушена восприимчивость к учебе и нет интереса к наукам, отсутствует любая тяга к знаниям, нет усидчивости и полная рассеянность внимания: уже после первого занятия математикотерапией они ощущают подъем энергии, а за пару месяцев начинают эффективно осваивать трудные для обычных школьников задания.Конечно, Николай Алексеевич не лечит физические заболевания. Математикой он «лечит» неуверенность в себе. Его подход к цифрам настолько легок в применении, что ребенок с плохой успеваемостью после занятий такой терапией приходит в школу уже с другим восприятием: он не боится уроков и задачек. С первым успехом приходит уверенность в себе, меняется отношение к учебе и к своим возможностям. Ребенок учится ставить себе цели.- Знание — это побочный эффект от лечения математикотерапией. Но дети при этом не проходят школьную программу по учебникам, а только в игровой форме учатся считать, — говорит Николай Першин.«Метод Першина» оказывает удивительное влияние на самооценку, убедилась лично. Когда за две минуты «снежинкой» удалось умножить два пятизначных числа друг на друга и получить в результате десятизначное число, я не поверила глазам. Картинкой без сложных и долгих подсчетов нарисовалась миллиардная цифра. Мои четверки с натяжкой по алгебре, мои 68 баллов из 100 на Едином госэкзамене в 11-м классе — я пожалела, что не знала таких простых истин раньше, ведь в школе так не преподают.ПРОСТАЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬВыяснилось, что преподавать методом математикотерапии нельзя, ведь это не научно обоснованный метод, а Николай Першин по образованию не педагог и не может преподавать сам. Он работает с детьми и взрослыми не как учитель или репетитор, а больше как психолог. Он не преподает школьную программу, он вообще не преподает. У него своя программа, которая предназначена не для изучения математики…- Приезд Николая Алексеевича Першина в Волгодонск совпал с неделей академической мобильности, в рамках которой студенты посещают различные семинары, участвуют во всевозможных научных конференциях, — делится впечатлениями организатор семинара, и.о. завкафедрой социологии и социальной работы Волгодонского института (филиала) ЮФУ Елена Викторовна Ивченко. — Вот и родилась идея провести в стенах вуза круглый стол на тему: «Новые технологии в образовании. Математикотерапия». В аудитории собралось более 50 студентов очной и заочной форм обучения, будущих социологов, психологов, педагогов, в том числе и дошкольного образования. У них была масса вопросов, разгорались дискуссии. Поразительно, но когда Николай Алексеевич говорит, аудитория почти не дышит, концентрируется на каждом его слове!Особенно студентам понравилась предложенная Першиным классификация всего курса математики на блоки. Потрясло новое видение работы с математическими категориями, которое при умелом подходе, действительно, может переменить отношение к урокам математики даже у тех детей, успеваемость которых в школе оставляет желать лучшего. А ведь самооценка ребенка начинается именно с этого. Нет успеваемости, успехов в школе — нет уверенности в себе. Падает интерес ко всему, что связано с уроками. Нестандартными примерами и задачами Николай Алексеевич показал не то, как нужно преподавать математику детям, а как правильно бороться с трудностями, возникающими у них при изучении математики.- Першин — просто гениальный человек! — восхищается профессор кафедры социологии и социальной работы Волгодонского института (филиала) ЮФУ Николай Степанович Речкин. — Он сам разработал десятки дидактических пособий по математикотерапии. Его громадная заслуга в том, что он изобрел способы устного счета, умножения и деления крупных чисел. Нас всех в школе учат считать столбиком: ноль пишем, единичка в уме… А у Першина в этом нет необходимости. У него десятки способов устного счета! Его занятия действуют ошеломительно. Я присутствовал и заметил у многих студентов в глазах вопросы и восхищение: они еще не до конца поняли, как именно получилось так ловко и быстро посчитать, но на интуитивном уровне уже поняли, что в этом что-то есть! Студенты — будущие педагоги должны знать, что есть и альтернативные методы познания, методы подходов к детям, способы увлечь их уроками, наукой.ДЕД МОРОЗ С МЕШКОМ ЧИСЕЛ- Ребенка с детства нужно учить трем вещам: думать, трудиться, общаться. Дети на математикотерапии начинают думать, — говорит её создатель Николай Першин. — А это самое главное. Чем раньше ребенок начнет самостоятельно думать, а не пересказывать учебники, не зубрить наизусть правила, не осознавая, как их применять, тем меньше будет проблем у него в школе, и не только с алгеброй, но и с другими предметами, вообще с самоорганизацией. Эта терапия способна поменять человека.Но ничего не выйдет, если к каждому ребенку не найти свой подход. Першин как Дед Мороз с мешком чисел за спиной: он вызывает улыбку всегда. Он даже взрослых дяденек и тетенек хвалит за каждый решенный пример, пусть и пустяшно легкий, и всегда с улыбкой и одобрением в глазах. А это работает безотказно.В школе заучивать таблицу умножения было мучением. А у Першина это игра! Он предлагает умножать громадные числа лесенкой, пирамидкой, даже бермудским треугольником, в котором тонут плохие математики. Дети в восторге от метода картошки: Николай Алексеевич готов показывать на земле, как сажают картошку квадратно-гнездовым способом, так можно и умножать. Такой веселой математики в школе не увидишь. Все дело в технике работы, она стоит на трех китах: интерес, эмоциональность, объем работы.Першин изобрел таблицу деления! И деление он начинает разбирать с детьми раньше, чем таблицу умножения. Дети словно играют с числами и делят на 2, 3, 4, 5 и так далее, будучи еще от горшка два вершка! С такой подготовкой кто побоится идти в школу?!Действительно, чего. Еще он придумал математические считалочки и загадки; пособия для счета посредством цветовых блоков, где цвет — это цифра. Особо поражают математические фокусы, освоив которые, можно прослыть гением среди одноклассников и даже учителей. Эти фокусы работают примерно так: дается много чисел, которые нужно сложить, а фокусник знает прием, с помощью которого озвучит ответ в два раза быстрее других. Есть ли что-то похожее в школьной программе? Пожалуй, нет!Уметь хорошо считать еще не значит, что ты освоил школьный предмет, и математикотерапия не отменяет походов в школу и изучения программы. Главное то, что благодаря математикотерапии возможно поменять отношение ребенка к самому себе. Когда на первом занятии приходят радость и успех от выполненных заданий, дети чувствуют гордость и начинают верить в себя, что они могут стать лидерами. Начинают быстро решать, да так, что остается свободное время для реализации новых идей.- Дайте ребенку дорожную карту, алгоритмы, пути. Выпустите на большую поляну жизни: он сам выберет, что ему нести, но лишнего он не унесет, — напутствует родителей и учителей Николай Першин.***фото: