Третий — не лишний
Трети мост через Сухосоленовскую балку для жителей нашего города все равно что коммунизм для граждан Советского Союза: мы как-то привыкли, что он обязательно будет, а когда — да Бог его знает.Эту привычную нам картину мира недавно потревожило сообщение по электронной почте одного из неравнодушных жителей нашего города. Он обвинял действующую сегодня администрацию в том, что она, дескать, в предпраздничный день 30 декабря прошлого года своим постановлением № 3246 убрала третий мостовой переход, так необходимый нашему городу, из программы транспортного развития Волгодонска до 2020 года. Особый цинизм ситуации, с точки зрения автора письма, в том, что буквально накануне глава администрации города, выступая на праздничных мероприятиях, обещал добиваться строительства третьего моста, и вот…Итак, давайте разберемся, куда и когда «исчез» все еще виртуальный, но, тем не менее, уже любимый третий мост, который должен соединить берега залива «в створе переулка Лазоревый».Нет денег — нет мостаВ пояснительной записке финансового управления администрации Волгодонска история «исчезновения» моста предельно понятна. Еще 24 октября 2014 (!) года администрация города утвердила своим постановлением №3686 муниципальную программу «Развитие транспортной системы города Волгодонска». С финансовой стороны эта программа опиралась на проект областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (тогда он был принят только в первом чтении). В этом проекте на строительство в Волгодонске мостового перехода через Сухосоленовскую балку в створе переулка Лазоревый выделялись средства — по 80 миллионов 750 тысяч рублей в 2016-м и 2017-м годах. Со своей стороны город предусмотрел в бюджете средства на софинансирование проекта — по 44 миллиона 250 тысяч рублей на эти же годы. Третий мост через залив занял свое место в городском «Перечне работ… по строительству объектов муниципальной собственности за счет средств федерального, областного и местного бюджетов».Но, увы, два месяца спустя в этом же 2014 году, когда областной бюджет был принят уже не в виде проекта, а в виде закона от 25.12.2014 г. N* 283-ЗС «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», оказалось, что вышеназванные субсидии Волгодонску на строительство мостового перехода в областном бюджете отсутствуют. Поэтому уже 19 февраля 2015 года Волгодонская городская Дума своим решением внесла соответствующие изменения в бюджет города, а администрация Волгодонска 13 марта 2015 года исключила строительство мостового перехода из программы «Развитие транспортной системы Волгодонска». То есть мост «пропал» вовсе не в конце 2016-го, как утверждал наш бдительный источник информации, а еще двумя годами ранее.Финансирование сверху внизЭту ситуацию мы обсудили с Юрием ЗАБАЗН0ВЫМ, заместителем главы администрации Волгодонска по строительству и главным архитектором. По его словам, «генеральным спонсором» строительства мостового перехода через Сухосоленовскую балку должен был выступить даже не областной бюджет, а именно федеральный, поскольку стоимость моста в нынешних ценах составляет около восьми миллиардов рублей. Это, кстати, почти два годовых бюджета нашего города. Поэтому порядка 70 процентов требуемых денег должны были «спуститься» на строительство с федерального уровня, а только оставшиеся 30 процентов вносили бы область и город. Так что прежде чем попасть в муниципальную программу развития транспортной системы Волгодонска, наш мостовой переход должен быть внесен в соответствующие программы на федеральном и областном уровнях. И только при условии выделения на него средств. И если из областного бюджета 2015-2017 годов субсидия Волгодонску «на третий мост» была вычеркнута, это не чей-то злой умысел, а, скорее всего, недостаток средств. Может быть, нашлись объекты, которые на тот момент на верхах сочли более важными. Юрий Забазнов уверил: «если в программе есть объект — значит, на него должны быть денежные средства». Соответственно, если средств нет, объект из программы убирается. А вот просто «выбросить» дорогостоящее и стратегически важное сооружение из муниципальной программы своим единоличным решением не может никто.- На данный объект уже затрачено 54 миллиона рублей, — поделился нам Юрий Сергеевич. — Создан проект, отведен земельный участок, наложены необходимые сервитуты, обременения и т.д. В настоящее время у нас есть полный пакет проектно-сметной документации с государственной экспертизой, полностью согласованный с министерством транспорта и т.д. Проект действителен и может быть использован.Бутылочное горлышкоЕще один спорный момент — ширина проспекта Лазоревый. По мнению бывшего главного архитектора Волгодонска Петра Головко, порядка 30-ти коттеджей здесь попадают в зону строительства нового мостового перехода, точнее — ведущей к нему дороги, которая обязана быть достаточной ширины и пропускной способности. Проспект Лазоревый в своем продолжении от улицы Энтузиастов до улицы Заречной в двух местах представляет собой «бутылочное горлышко» — частная застройка заузила его здесь почти вдвое. И с этим замечанием Петр Андреевич уже обратился к депутату Государственной Думы В.Е. Дерябкину.Однако действующий главный архитектор с мнением своего коллеги не согласен:- Все это у нас предусмотрено, и коттеджи, которые здесь были, в проекте учли, и мы их не трогаем. По Лазоревому пройдет магистраль в четыре полосы движения: она укладывается здесь должным образом, и все это подтверждается государственной экспертизой. Поймите, проверяя проект, эксперт анализирует всю документацию, в том числе инженерно-геологическую, геодезическую и топографическую. И только потом дает заключение о том, что данный проект возможен к реализации и соответствует всем нормам и правилам.После 2018-гоНа вопрос, когда же нам ждать начала строительства нового мостового перехода, Юрий Сергеевич назвал магическую цифру — 2018 год.- По нашим прогнозам, дорожный фонд по Ростовской области и по Российской Федерации более или менее освободится после 2018 года.Он имел в виду, что пройдет Чемпионат мира по футболу, появятся новые перспективы…Надежды эти, по мнению главного архитектора, небеспочвенны, поскольку ежегодно вопрос о выделении денежных средств на строительство данного мостового перехода рассматривается на Законодательном собрании Ростовской области и на федеральном уровне. Если средства на него будут выделены, то они тут же соответствующим постановлением администрации будут внесены в программу «Развитие транспортной системы города Волгодонска», а именно — «Строительство мостового перехода через балку Сухосоленовская в створе проспекта Лазоревый города Волгодонска». Проще говоря, появляются средства — и мост возвращается в программу. Само же строительство моста рассчитано на три года.***фото: Наш мост трудяга