Категории Новости

Большой секрет музыки

1ОКТЯБРЯ все прогрессивное человечество отметило Международный день музыки. И так случилось, что именно в этот день сорок лет назад в Детскую музыкальную школу имени Д.Д. Шостаковича пришла работать её выпускница Александра Гавриловна Шешель. Сейчас она заместитель директора по организационной работе, продолжает преподавать в классе аккордеона, в 2015 году Александре Гавриловне присвоено звание «Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества». Вот с ней сегодня мы и побеседуем по душам о неоспоримом значении музыки в таких аспектах жизни человека, которые вас удивят.- Так сложилось, что профессию свою я выбрала еще в детском саду. Я это очень хорошо помню — музыкальный работник играла как раз на аккордеоне. С тех пор я влюбилась в этот инструмент. Помню, раньше были такие игрушечные рояльчики — я брала этот рояльчик, переворачивала его как аккордеон и играла.Я родилась в этом городе, живу и работаю в Волгодонске и обожаю его. Мы жили сначала в поселке Ново-Соленый, а мама и папа работали в городе. Летом я ходила с мамой на работу. Недалеко была музыкальная школа — на улице Ленина, 21. Я сама пошла туда, сдала экзамены и сказала маме, что поступила в музыкальную школу. Мама в ужасе: а как же возить ребенка в город? Но, правда, все сложилось так славно, что уже к осени мы переехали в Волгодонск.И вот, поступив в 1969 году в музыкальную школу, я закончила ее с отличием, потом училась в Ростовском училище искусств, затем — в Краснодарском государственном институте культуры. С 1 октября 1977 года начала преподавать в родной школе. Как оказалось, этот день по инициативе Советского Союза решением Международного музыкального совета при ЮНЕСКО признан Международным днем музыки. Все совпало.- Так что для Вас музыка?- Для меня музыка — это вся моя жизнь. И хотя в нашей семье не было музыкантов, я выбрала именно этот путь.-А в Вашей семье уже есть музыканты?- Мой сын закончил две музыкальные школы. Сначала в новом городе по классу фортепьяно — мы там живем, и бабушка водила его на занятия. Потом, когда подрос, поступил в нашу. Здесь преподавал игру на духовых инструментах Юрий Петрович Шеин. И я отдала сына в его класс. Мы хотели подготовить его к армии. Правда, окончить курс ему не удалось — семья Шейных уехала жить в Москву, но дальше сын продолжил обучение на гитаре и окончил нашу школу с отличием. А сейчас и внук занимается в группе раннего эстетического развития.- А чем, на Ваш взгляд, для каждого человека должна стать музыка? Или мы прекрасно обходимся и без нее? Я не про песни — я о классической музыке, которая поднимает из глубин души то, что словами выразить трудно.- Все начинается с любой музыки. К нам сейчас приходят дети, которые уже знакомы с музыкой. Век телевидения, и слушать можно все. Но, помните, раньше на радио была передача «В рабочий полдень». В ней всё было продумано. Кроме эстрадных песен, обязательно звучала классическая музыка. Люди слышали ее, приобщались. Сейчас есть канал «Культура», но не все его включают. А у серьезной классической музыки должен быть подготовленный слушатель.- Но, согласитесь, красивую музыку понимаешь без объяснений. Она задевает — мы говорим о душе, о нашем внутреннем состоянии. Как Вам кажется, люди становятся богаче, красивее, соприкасаясь с этим искусством?- Конечно! Это возвышает человека в своих глазах, чарующие звуки трогают душу, иногда до слез. Это заложено в каждом человеке, и когда говорят: «медведь на ухо наступил» — не верьте. Никакой «медведь» там не топтался, просто у каждого человека слух развит на разном уровне. Он есть у всех!- Учиться играть на инструменте можно в любом возрасте?- Да. Но если решитесь, то приготовьтесь к упорному труду. Вот к нам сейчас пришел позаниматься саксофонист. Он гастролирует за рубежом и приехал сюда к родственникам отдохнуть. Чтобы быть в форме, должен заниматься каждый день.- Скажите, пожалуйста, а музыка может сделать женщину утонченной — воспитанной, сердечной? Сегодня мы часто сталкиваемся с грубостью, неуважением.- Обязательно. Ведь раньше, если мы возьмем 19-й век, всех аристократов обязательно учили музыке.- Слушая Вас, я чувствую себя преступницей. Я совершила большой грех в отношении своих детей — не настояла на занятиях музыкой и теперь понимаю, что мы вместе многое потеряли.- Не надо так упрекать себя. Современные родители, перед которымистоит дилемма — отдавать или не отдавать своего ребенка в музыкальную школу, должны знать десять причин, по которым нужно учить своих детей музыке. Они составлены музыковедом, проректором Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальным психологом, профессором, доктором искусствоведения, доктором психологических наук, основателем и научным руководителем продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президентом АНО «Таланты — XXI век» Диной Константиновной Кирнарской:1. Играть — это следовать традиции. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70 процентов членов университетского музыкального клуба.4. Музыка и язык — близнецы-братья. Фразы и предложения, запятые, точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстро усваивают грамматику.5. Музыка структурна и иерархична. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудничать с людьми с музыкальным образованием.6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные.7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины.8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова «дедлайн» (deadline) — срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких цезарей. Ребенку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.10. Музыка — лучший путь к жизненному успеху. Почему? Смотрите пункты 1-9.Из всего сказанного вывод можно сделать один: учите своих детей музыке. И вы поможете им освоить профессию, выработать правильный характер и ценить человеческие чувства.20-22, 24, 29 октября музыкальная школа им. Д.Д. Шостаковича приглашает всех желающих на вечерние концерты классической музыки. Вход свободный.***фото: