Сергей МАКАРОВ, заместитель главы администрации по экономике: «Мы полюс роста, а не депрессивный тупик»
Последствия пуска четвертого блока Ростовской АЭС для экономики Волгодонска и городского бюджета обсуждали на протяжении всех последних лет. Пуск блока — знаменательный момент для атомщиков, новый уровень энергоснабжения для юга России и… новая экономическая реальность для нашего города в том смысле, что крупнейший работодатель и инвестор попрощался с тысячами строителей. Поиск новых инвестиций, которым городская власть с разной степенью успеха занималась последнее десятилетие, стал вопросом жизни.
Так совпало, что практически в эти же дни, когда АЭС прощается с последними строителями, депутаты городской думы дали зеленый свет строительству торгово-развлекательного комплекса «Мармелад». Масштабы новой стройки, конечно, несопоставимы с атомными, но капризничать больше не приходится. С обсуждения этих событий и началась наша беседа с заместителем главы администрации по экономике Сергеем Макаровым о перспективах экономического развития Волгодонска.
— Сергей Михайлович, рынок труда уже ощутил приток свободной рабочей силы?
— Пока нет. Мы ждали около 4000 незанятых рабочих. Но этого не случилось. Всего в центр занятости обратились 238 работников по причине сокращения или ликвидации предприятий, по остальным уже можно сделать вывод, что люди заранее подумали, где применить свои силы, многие уехали на вахты. Конечно, все четыре тысячи работников строительных специальностей не смогли бы найти себе применения дома, выбор у них был невелик — или становиться вахтовиками, или менять профессию. Что, между прочим, естественно для современной жизни. Да и в городе сейчас 1730 вакансий.
— Насколько новый инвестор закроет брешь, которая образовалась после завершения строительства на атомной станции?
— Конечно, одного «Мармелада» недостаточно. Но он точно поможет нам переломить своеобразный имидж Волгодонска как города, в котором не привечают инвесторов.
— Вы оптимистично смотрите на ситуацию?
— Я бы сказал — со сдержанным оптимизмом. Новый инвестор зашел в город — и это хорошее начало года. Но я бы все-таки постучал по столу, чтобы не сглазить.
— Слишком сложно у нас складывалась история взаимоотношений с потенциальными инвесторами?
— Непросто складывалась. Даже сейчас, когда страна с таким трудом изживает последствия экономических санкций, мы чуть было не дали инвестору от ворот поворот.
— Теперь вопрос решен окончательно?
— Видите, я стучу по столу. Могу добавить только, что для Волгодонска это большая удача. Новый торгово-развлекательный комплекс решено строить в городе с населением 170 тысяч человек, а не 500 тысяч и даже не 250, как в Таганроге. Инвесторы взяли на себя определенную смелость и посчитали вместе с горожанами жителей близлежащих районов в радиусе где-то 100 километров. Получилось около 400 тысяч.
— Волгодонск всегда хотел стать центром для юго-востока области. И постепенно становится им. К нам из районов традиционно ездят лечиться, учиться…
— Кстати, по поводу «учиться». Нельзя не вспомнить первого заместителя губернатора Игоря Александровича Гуськова, как в бытность свою заместителем мэра Волгодонска по социальным вопросам он буквально сражался за создание в нашем городе межвузовского центра, за открытие филиалов российских вузов. Как его тогда критиковали! Ваши коллеги даже обзывали Волгодонск «Нью-Васюками». А сегодня наши выпускники если и уезжают поступать, то непременно в лучшие вузы страны. На что-то ниже уровнем предпочитают не размениваться, а остаются продолжать учебу дома, где, как говорится, и стены помогают. Понадобилось время, чтобы наметилась тенденция, сложились традиции, связи, зато теперь к нам приезжают учиться не только из близлежащих районов, но и иностранные студенты. За деньги, между прочим.
— А теперь приедут и за покупками.
— К нам приедут тратить деньги — и это замечательно! Не хочу в очередной раз втягиваться в полемику о «Мармеладе», буквально несколько слов, как говорится, «на посошок». Появление такого объекта в городе вызовет приток потенциальных покупателей и в уже существующие торговые центры и магазины. А чтобы они из потенциальных стали реальными, придется владельцам торговых сетей постараться. Это называется конкуренцией, от которой покупатели только выиграют.
Нельзя забывать, что мы живем в молодом городе, а не в спальном пригороде мегаполиса и не в поселке при атомной станции. Наш город изначально был заточен на развитие промышленного производства, на необходимую социальную и культурную инфраструктуру. Поэтому амбиции должны быть соответствующими, иначе мы не сможем развиваться, это тупик.
— Насчет амбиций. В программе «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года» Волгодонску отводится роль одного из трех индустриальных полюсов роста. Восточно-Донбасский, Таганрогский и Волгодонский. Что имеется в виду?
— Индустриальный полюс роста — это урбанизированная территория с индустриальным типом экономики, характеризующаяся высокой инвестиционной активностью и наличием многопрофильной диверсифицированной промышленности.
— Индустриальный тип экономики — это, безусловно, про Волгодонск. Но до высокой инвестиционной активности нам еще далеко. Что удалось сделать вашей администрации за прошедший год?
— Сформировано 19 инвестиционных площадок, которые мы предлагаем потенциальным инвесторам.
— Что такое инвестиционная площадка? Участок земли? Чем земля в Волгодонске может быть привлекательнее для инвестора, чем в другом районе области?
— У нас хорошее географическое положение. Есть транспортная доступность. Высокая доля образованного населения. Высокая предпринимательская активность. Есть необходимая инфраструктура как для проживания сотрудников, так и для размещения предприятий. Есть квалифицированные специалисты, возможность подготовки кадров и их переобучения по заказу предприятий, особенно среднетехнического персонала. Есть источник энергии. Сейчас, например, поступают предложения вернуться к теме развития металлургического производства. Плечо доставки поковок на Атоммаш сегодня слишком длинное, и поэтому наша продукция проигрывает в себестоимости. А у Ижоры такой проблемы нет. У них металлургия и машиностроение — соседи. Сумеем мы развить у себя металлургию на основе инновационных электроплавильных печей — наш машиностроительный кластер будет более конкурентоспособным. Так что цепочки взаимодействия тут сложные и разнообразные.
Кроме участков земли, предлагаем инвесторам площади обанкротившихся предприятий. Например, бывшего ЖБК-100 с огромным цехом в 20 тысяч квадратных метров. Мы разослали предложения в торгово-промышленные палаты не только российских городов, но и ближнего и дальнего зарубежья. Работаем над созданием городской ТПП.
— А ведь когда-то была!
— В начале 90-х была такая в Волгодонске, потом отказались. Глава администрации поставил задачу вернуться к этой форме взаимодействия с предпринимательским сообществом. В Таганроге, Каменске-Шахтинском работают ТПП, и результаты есть.
— Сергей Михайлович, а как чувствует себя в Волгодонске внутренний инвестор — предприятия, которые давно работают в городе, платят налоги, зарплату. Как они развиваются?
— Есть очень интересные направления. Кто знает, например, что на экспорт поставляет свою продукцию не только «Атоммашэкспорт» (до 70% объема!), но и маслозавод, и производители мебели «Алмаз», «ВКДП», «Дриада», причем, даже в Европу! Предприятия вкладываются в развитие собственного производства. «Топаз-сервис» готовится выйти на рынок с роботами автомоечных машин и под этот проект собирается строить новый цех. «Грант» вышел на рынок с предложением новых изделий из стеклофибробетона. Серьезную инновационную программу, предусматривающую увеличение рабочих мест, разработал НИИПАВ. Не оставлена тема переработки сельскохозяйственной продукции. На базе свободных помещений ВПАТП планируется создать логистический центр, собирать, хранить и продавать выращенные в близлежащих районах овощи. Предусматриваются сортировка, мойка. На выходе будет совершенно другая продукция, чем та, которую мы видим сегодня на городских рынках — пересортицу, неформат, с присохшими комьями земли. Есть протокол намерений. Решается вопрос о кредите. Продолжением данного проекта может стать линия консервирования овощей до 5 миллионов банок в год.
— Я боялась, что наше интервью будет о выживании, а получилось — о развитии.
— Вся областная программа «Стратегия-2030» — это направления развития региона-лидера. Именно так ставит задачу губернатор.
— Санкции нам аукаются?
— Конечно, аукаются, достаточно посмотреть, как двигается строительство «Донбиотеха». И в то же время есть реальные точки роста, есть предприимчивые люди с инициативой, амбициями, умением, талантом, с большим творческим потенциалом. Несмотря на свой сдержанный оптимизм, могу сказать, Волгодонск накануне очередного подъема.
Фото: Сергей Макаров (справа) и Андрей Букан