Категории Новости

Экскурсия в город мечты

05.05.2018

Корреспондент «Волгодонской правды» побывала на Белорусской АЭС. Пресс-тур организовали Министерство энергетики Республики Беларусь и Государственная корпорация «Росатом»Так белорусы называют Островец — свой первый атомград. Побывав там, захотелось назвать его и русской мечтой. Мы увидели город, который проектировался с нуля по европейским лекалам. Сейчас он олицетворяет новую белорусскую реальность: тихую, чистую, цивилизованную. Пресс-тур проходил в обычный будний день. Городок выглядел так, будто ожидает высоких гостей с официальным визитом. Гостеприимные хозяева уверены: так аккуратно и ухоженно здесь будет всегда. Этой цели подчинено все, что происходит на стройплощадке расположенной рядом атомной станции.Конечно, завидовать нехорошо. Но, во-первых, это белая зависть к людям, которые рационально организуют не только пресс-туры, но, похоже, и свою жизнь в целом. Во-вторых, на островецкой стройплощадке мы действительно увидели много такого, что хотелось бы видеть у себя. Не думаю, что это непатриотичное признание. Хотя бы потому, что самым непосредственным образом в реализации белорусской мечты участвует наш Волгодонск.Краснокнижный лосось не исчезнетДорога от Минска, куда мы прилетели накануне вечером, до стройплощадки АЭС занимает больше двух часов. Так что есть время вдоволь налюбоваться природой Гродненской области. Пейзажи дивные. А когда автобус везет тебя вдоль густых массивов из высоченных сосен, елей, берез, мимо небольших озер еще и по идеальной магистрали — картина просто завораживает! Места охотничьи, грибные, ягодные, рыбные. Здесь водятся лоси, зайцы, косули. В местные реки на нерест заходит охраняемый законом краснокнижный атлантический лосось. Никаких препятствий на пути миграции этой ценнейшей рыбы в связи со строительством АЭС не возникло, так что все свои вопросы экологи сняли.Новая магистраль с четырехполосным движением, по которой движется наш автобус, ведет к атомной станции. Сейчас эта дорога связывает две трассы международного значения: впереди она упирается в шоссе Вильнюс-Полоцк, позади — Вильнюс-Минск. Параллельно автомагистрали лежит железная дорога. По ней часть своего пути проходит и продукция моего родного Атоммаша….Вот и строящийся город энергетиков, по-белорусски — Астравец. С древности здесь мирно живут белорусы, поляки, литовцы. Мы проезжаем мимо двух костелов: 80 процентов жителей исповедуют католическую религию, 20 процентов — православную. Небольшой районный центр, до недавнего прошлого — поселок с населением чуть больше 8 тысяч человек. Сейчас — 12 тысяч, к окончанию стройки ожидается 25-30 тысяч. Это единственный в Гродненской области город (кроме самого Гродно), где численность населения растет. В 2012 году, когда Островец получил статус города, здесь появился первый светофор. Сейчас их уже несколько. И, как говорит наш гид — начальник отдела информации и общественных связей Белорусской АЭС Эдуард СВИРИД, утром и вечером, когда на стройку из Островца и домой после смены отправляются сотни рабочих, проехать по городу уже бывает сложно.Наверное, микрорайон, который мы только что пересекли, скоро получит красивое название. Например, Первооткрывателей или Энергетиков. А пока у него характерное для новостройки и по-своему символичное имя: №1. Район заложен восемь лет назад в чистом поле. Принципиальный момент: в Островце нет общежитий коридорного типа в привычном виде. Здесь было решено сразу строить типовые многоквартирные дома, большей частью пяти-, девятиэтажные с благоустроенными 2-3-4-комнатными квартирами. Каждая оснащена электроплитой, холодильником, ванной, туалетом и минимальным набором мебели для того, чтобы люди могли отдохнуть после работы. Сейчас в них в основном живут строители Белорусской АЭС. Когда они уедут — небольшой косметический ремонт, и квартиры получат статус коммерческого жилья для персонала АЭС.Проезжаем аккуратными благоустроенными улицами. Нам показывают новую школу, детский сад, строящийся торговый центр, больницу, поликлинику, еще школу, детские сады. Ну что скажешь — вполне комфортная инфраструктура. А дороги, тротуары, инженерные коммуникации, с которых здесь все начиналось в первую очередь, — просто мечта!Проезжаем так называемый старый город — микрорайон №2. Здесь свой колорит центральной Ленинской улицы с памятником вождю мирового пролетариата, небольшие домики и административные здания прошлых лет вперемешку со строящимися современными домами, школой, магазинами. Ностальгией веет от названия улицы Аэродромной. В советское время неподалеку отсюда располагался аэродром, откуда летали старые добрые «кукурузники» АН-2. Тогда это было самое распространенное средство передвижения из белорусской глубинки в центр республики. Аэродрома давно нет, а прошлое живет в названии улицы.Хорошо, когда к истории относятся так же бережно, как к природе. Не трогают места нерестилища ценнейшей рыбы. Не сносят старые поселения. Во время строительства Белорусской АЭС в окрестностях Островца исчез лишь один (тогда уже нежилой) хутор. Прошлое мирно прирастает будущим.И это все — из Волгодонска!Прибыли. На дорожном указателе эмблема мирного атома. И белым по голубому: Белорусская АЭС. После инструктажа по ТБ — смотровая площадка станции. С погодой очень повезло, и нашим глазам открывается залитая солнцем панорама. Две величественные градирни, возвышающиеся контуры реакторных отделений. Огромные краны, самосвалы, трактора. Пока лежит на земле, ожидая своей очереди, купол наружной оболочки реакторного отделения. Люди в касках на фоне этих громадин — будто муравьи… И «муравейник» действует слаженно.Нас встречает начальник реакторного цеха Александр КАНЮКА:- Вы видите завершающую стадию строительства атомной станции поколения Три плюс (улучшенная безопасность). По таким проектам российская инжиниринговая компания «Атомстройэкспорт» возводит сейчас энергоблоки, кроме Белоруссии, в ряде густонаселенных стран: Индии, Китае, Бангладеш. Здесь сооружаются два блока, которые могут функционировать независимо друг от друга. Первый готовится к пуску в будущем году, второй — в 2020-м. На первом блоке мы уже завершили монтаж основного оборудования, в том числе реакторной установки. Начинаются так называемые послемонтажные очистки. В ближайшее время, летом, пройдут гидравлические испытания, циркуляционная промывка, холодная и горячая обкатка. Это по сути дела — имитация работы реактора с полным комплектом «начинки».Работы на втором блоке идут с интервалом примерно в год. Оборудование первого контура смонтировано, готовимся к одному из ключевых событий на стадии монтажа — сварке главного циркуляционного трубопровода.Наш собеседник — в плотном кольце видеокамер, диктофонов, фотоаппаратов. Коллеги расспрашивают об отличии устройства Белорусской АЭС от Чернобыльской и АЭС «Фукусима». Нам разъясняют: на этой площадке реализуются все новейшие инженерные и проектные изыскания, дополнительные системы управления за проектными авариями. В том числе — система двойных защитных оболочек (их не было на Фукусиме) на случай гипотетических инцидентов или природных катаклизмов. Основной поставщик оборудования на данном этапе — волгодонское предприятие «АЭМ-технологии» «Атоммаш». Оно изготовило полный комплект реакторной установки: корпус реактора, крышку верхнего блока, внутрикорпусные устройства, систему управления за проектными авариями, устройство локализации расплава. На втором блоке уже стоят четыре атоммашевских парогенератора, а также оборудование Петрозаводскмаша: гидроемкости САОЗ, трубные блоки для циркуляционного трубопровода, трубопроводная арматура систем безопасности. Оборудование уже на своих местах, предстоит соединить все единым трубопроводом — и реакторная установка будет собрана полностью.На вопрос «Волгодонской правды» о качестве взаимодействия с нашим предприятием и пожеланиях ему руководитель цеха отвечает: — Мы прекрасно взаимодействуем с компанией «АЭМ-технологии» на всех этапах, уже прошли довольно тернистый путь от проб и ошибок до создания высокотехнологичного оборудования. Волгодонским партнерам — мои наилучшие пожелания. И как можно больше контрактов!Мы еще не раз услышим сегодня, что Белорусская АЭС, как и любая другая стройка такого типа — интернациональная. В числе поставщиков — весь машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом», заводы Украины, Чехии, Словакии. Но то, что принято называть сердцем атомной станции, изготавливается в России. Узами прочных деловых связей Островец связан с Санкт-Петербургом, Петрозаводском, Сызранью. И в начале этого перечня все, с кем пришлось общаться во время пресс-тура, называют Волгодонск, компания «АЭМ-технологии». Братские связи Белоруссии и России выходят на новый виток. Это — знак доброй надежды и для нашего города.Привет тебе, лучший город земли!Удивительные люди работают в атомной отрасли. О металле они умеют говорить, как о живой природе. Хотя почему «как»?! Металл здесь живет и дышит, наполняясь энергией своих создателей. Чтобы потом отдавать людям мирную энергию атома. На отметке «плюс 16», куда бодренько поднимаемся по лестнице, нас встречает начальник смены турбинного цеха БелАЭС Евгений АБАШЕВ. Он рассказывает, как на этой площадке будет вырабатываться электроэнергия: — Если вы посмотрите на наш цех сверху, увидите полную симметрию всех цилиндров турбоустановки, которая смонтирована уже процентов на 90. Это так называемая бабочка: посередине — цилиндр высокого давления, по обеим сторонам от него — по два цилиндра низкого давления, что уменьшает осевые усилия от пара, который приводит в движение ротор турбины. Здесь применены новейшие технологии, позволяющие экономить время прогрева турбины, достичь максимального КПД при абсолютной безопасности процесса. Нитрид титана золотистого цвета — использованное у нас лучшее в мире жаропрочное, стойкое к действию расплавов покрытие турбинных лопаток.Это — уже второй контур энергоблока. Никакого повышенного радиационного фона здесь быть не может. Пар, который пойдет на турбину, не соприкасается с теплоносителями первого контура, циркулирующими в реакторной установке.Маленькую волгодонскую делегацию на этой площадке ждал приятный сюрприз. Обаятельную Татьяну Цепелеву — лицо телекомпании «Волгодонский вестник» — узнал один из наших земляков. Конечно, подошел.С удовольствием берем коллективное интервью у Владимира НОВИКОВА, бригадира Волгодонского монтажного управления, который уже больше двух месяцев находится здесь в служебной командировке. Белорусскую АЭС Владимир Васильевич считает проектом нового поколения. А Новиков знает, о чем говорит: в строительстве объектов атомной тематики он уже более 40 лет, это его восьмая АЭС. Побывал и в аналогичной командировке за рубежом, в Алжире:- Сейчас монтируем трубопроводы на втором блоке. Работать интересно: это станция нового поколения, здесь все очень серьезно, такие стены! Приятно помогать в становлении атомной энергетики братскому народу. Все, что сейчас у нас за спиной, — наша работа. Волгодонцев здесь больше 200 человек. Работаем по 65 дней. Скоро домой, для нас уже готов фронт работ.- А как настроено местное население? Нет протеста, тревоги?- Нет, местные к нам относятся дружелюбно, обстановка здесь спокойная. Очень радушные люди, нет никакого отторжения, страха или подозрительности. Люди же видят, какое развитие получает город. А в скором будущем, помимо атомной станции, здесь и два крупных тепличных комплекса построят. Лукашенко обещает и Россию помидорами засыпать. В свое время на Ростовской АЭС не сделали подогреватель сетевой воды, а белорусы делают, поэтому им будет чем отапливать теплицы. Ну и молодцы. Нам все здесь нравится: и продукты хорошие, и бытовые условия, и природа.- Нет чувства, что попали «назад в СССР»?- Бывает, я ведь вырос в Советском Союзе, ностальгия по тем временам, когда мы были одной страной, мне хорошо знакома.- Волгодонску что передать?- Огромный привет жемчужине солнечного Юга и моей семье! Да сейчас Оксане, старшей дочке, позвоню… Я всегда говорю, что наш город лучший на земле. Скучаем, конечно, по родным, по батюшке Дону. Я ведь унтер-офицер Всевеликого войска Донского.Энергетики — дружная семьяЗаместитель главного инженера — начальник учебно-тренировочного центра БелАЭС Владимир ГОРИН привел нас на тренировочное занятие и рассказал о системе подготовки персонала. Но сначала предупредил: не шуметь, за красную линию не ступать — не мешать:- Перед вами — полномасштабный тренажер, точная математическая модель блочного щита управления. Все приборы, кнопки, схемы в точности воспроизводят реальную обстановку, в которой предстоит работать персоналу станции. Сейчас на ваших глазах был проработан сценарий сбоя, который привел к разгрузке энергоблока. Задача смены — разобраться в причинах и вывести блок на проектный уровень.А вообще, у нас смоделировано более 1000 сценариев. Уже отработаны ситуации, когда мы «запустили блок в холодном состоянии», «подняли его мощность на 30 процентов», «включили турбину», «вышли на 100-процентную мощность», «отключили турбину и ушли на ноль», потом «вышли с ноля на разные уровни»…Вот такие серьезные «игры». По тревожному «пиликанью» сигналов, миганию кнопок и четким командам руководителя смены понимаешь: отрабатывается что-то серьезное. Так что не шумим, за красную линию не переступаем, а с легким трепетом наблюдаем, как работники станции «выводят блок из нештатной ситуации». На этапе подготовки каждый эксплуатационник проводит в учебно-тренировочном центре 1000-1200 часов и потом, уже в процессе работы, — не менее 100 часов в год. Учеба, экзамены, снова учеба. Все для того, чтобы культура безопасности стала своего рода религией каждого атомщика.На вопрос корреспондента «ВП» о взаимодействии с другими атомными станциями и, в частности, с Ростовской, Владимир Горин отвечает: — Лично знаю всех работников Учебно-тренировочного центра РоАЭС, знаком и с коллегами с других российских станций. Мы периодически организуем общие месячники технической поддержки и вообще работаем в постоянном контакте. Атомная энергетика — это как семья, в которой все поддерживают и помогают друг другу.Атомный ренессанс для народаЗатем прошли брифинги с заместителем министра энергетики Республики Беларусь Михаилом МИХАДЮКОМ и старшим вице-президентом по управлению российскими проектами инжиниринговой компании «Атомстройэкспорт» Сергеем ОЛОНЦЕВЫМ. И тому, и другому белорусские коллеги чаще всего задавали вопросы о гарантиях безопасности строящегося ядерного объекта и о том, может ли в республике подешеветь электроэнергия. А мы спрашиваем о дальнейших перспективах взаимодействия наших стран в этой области. И, конечно, о том, найдут ли применение на этой площадке волгодонские строители, освободившиеся после ввода четвертого блока РоАЭС.Высокие руководители уверены: с вводом станции национальная экономика Белоруссии будет более конкурентной на внешних рынках.А опыт Ростовской АЭС все называют базовым для проектов, которые реализуются сейчас на стройплощадке у Островца. Сама технология Multi-D, по которой возводятся подобные объекты, зарождалась и развивалась в Волгодонске. Поэтому наши подрядные и субподрядные организации — это еще и кузница кадров для компании «АСЭ», в том числе ее зарубежных филиалов. К слову, почти все наши собеседники прошли школу РоАЭС. Кадровый потенциал, накопленный при ее возведении, будет использован, — уверены руководители отрасли. Есть целая программа, вплоть до поименного перечня: как будут использоваться кадры по мере их освобождения в Волгодонске.Первое десятилетие атомного ренессанса уже принесло плоды. Под крылом «Атомэнергомаша» объединились разрозненные предприятия, созданные еще в советские времена. Энергетическое машиностроение России развивается, его деловые связи крепнут. Сейчас «Атомстройэкспорт» реализует 33 крупных проекта по всему миру. И каждая стройка дает мощный импульс развитию региона, в который приходит. Наглядный пример — новая реальность Островца.На щите перед зданием информационного центра станции — текст послания потомкам: Воплощая в жизнь девиз о построении сильной и процветающей Беларуси — государства для народа, мы приступаем к реализации крупнейшего совместного с братской Россией инвестиционного проекта строительства первой атомной электростанции на нашей территории….Надеемся, что вы с благодарностью оцените наш вклад в создание надежной энергетической базы как основы для устойчивого развития страны и повышения ее роли в мировом сообществе.Мира и счастья вам, добра и благополучия.Президент республики Беларусь А. ЛУКАШЕНКО. 9 августа 2012 г***…Уже на исходе дня нас привезли в костел Святой Троицы в небольшом поселке Верхние Гервяты. Восстановленный волей Господа и трудами людей этот католический храм нередко сравнивают с парижским Нотр-Дам де Пари, собором Парижской Богоматери. Если это и преувеличение — на мой взгляд, небольшое. Но я не об архитектуре. Запал в душу рассказ о человеке, который положил жизнь на реставрацию костела. Ксендз Леонид Мистюк начал воссоздавать его своими руками на пепелище сельского магазина — без дизайнеров, архитекторов, инвесторов. Открывал книги, спрашивал старожилов. И не покладая рук трудился. Наш гид рассказывает, что видел ксендза — человека высочайшей эрудиции и культуры — чаще всего в строительной спецовке и рабочих перчатках. Его век оказался коротким — всего 57 лет. А «белорусский Нотр-Дам» остается оазисом спокойствия и миролюбия.Вот такой же — мирной и трудолюбивой — увидела я в эту поездку нашу добрую соседку Беларусь. Конечно, в стране хватает проблем. Но братский народ решает их в строительной робе, в каске, в рабочих перчатках. И все получается!***фото: Волгодонские парогенераторы – на Беларусь