Категории Скрытая

Первая именная, или Как музейная педагогика помогает в воспитании школьников

09.03.2019

С тех пор, как первого сентября 2002 года постановлением главы администрации Волгодонска Александра Клейменова средней школе №9 было присвоено имя Игоря Федоровича Учаева, выросло целое поколение. — В то время школа стала первой именной в городе. Однако традиции, которым здесь верны сегодня, зародились задолго до 2000-х.

 

Школа гордо носит имя человека, чей вклад в развитие Волгодонска нельзя переоценить. В здании повсюду напоминания: вот стенд с фотографиями, цитатами из речей Игоря Учаева, экскурсами в историю города, а вот — именной музей.

— Дети, которые впервые пришли в наше образовательное учреждение, знакомятся с его историей и традициями. У нас два школьных музея — это наша гордость! — делится директор школы №9 им. И.Ф. Учаева Светлана Смоляр. — Наша задача — создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственное отношение с обществом, историей, культурой, и в этом нам помогает музейная педагогика.

«У НАС БУДEТ ВEЛИКОЛEПНЫЙ ГОРОД…»

Музей Игоря Федоровича Учаева был открыт в школе в 2004 году. Сегодня в нем несколько десятков экспонатов — от газетных вырезок, старых фотографий, дипломов до орденов и медалей. Хранитель музея, учитель истории Наталья Мартыненко лично занималась сбором документов, общением с родственниками и теперь передает полученные знания своим ученикам. Однако на различных мероприятиях, которые проводятся на базе музеев, экскурсоводами выступают сами школьники — старшеклассники. Вот и нам повезло послушать экскурсию по музею Игоря Федоровича Учаева в исполнении ученицы 10 «А» класса Eкатерины Павленко. Надо отметить, что именно 10 «А» закреплен за этим музеем: хранить экспонаты и заботиться об их целостности — это их задача.

Игорь Федорович Учаев родился 20 августа 1935 г. в х. Нижнегнутов Волгоградской области в семье сельских учителей. Окончив речное училище в Астрахани, по направлению стал трудиться в Таганроге на судоремонтном заводе мастером, а вскоре стал технологом корпусного цеха. Заочно окончил Одесский институт инженеров морского флота. С 1961 года — первый секретарь Ленинского райкома Таганрога. После окончания Высшей партийной школы направлен на партийную работу инструктором горкома КПСС в Таганроге, его избрали первым секретарем горкома ВЛКСМ. Был делегатом XIV съезда ВЛКСМ. В 1967-м — инструктор промышленно-транспортного отдела Ростовского Областного комитета КПСС. В период с 1970 по 1980 год находился на посту первого секретаря Волгодонского ГК КПСС. Умер 29 сентября 2000 года.

Конечно же, у меня, как и у юных школьников, возникает резонный вопрос: а почему имя Игоря Учаева было присвоено именно этой школе, а не какой-то другой?!

Катя с удовольствием рассказала и об этом:

— Со школой № 9 Игоря Федоровича Учаева связывало многое. Он не только открывал это учебное заведение в 1971 году, но и впоследствии неустанно курировал, даже следил за подбором преподавательских кадров. И еще Учаев исправно посещал все педсоветы и научно-практические конференции. В то время девятая школа была своеобразной экспериментальной площадкой. Таких больших учебных заведений — с количеством обучающихся более тысячи — в городе еще не было, но они должны были появиться в перспективном Волгодонске.

Кроме того, Игорь Федорович всегда уделял большое внимание молодежи — как учащейся, так и трудовой. На стенде в музее написаны его слова, от которых окрыляется сердце: «У нас будет великолепный город, прежде всего, потому, что строит его молодежь. Она сделала даже то, что кажется невозможным».

В ходе экскурсии Катя Павленко показала ребятам личные вещи Игоря Учаева, включая дипломы и аттестаты еще со школьной поры. Все эти предметы после смерти супруга передала в дар архиву мэрии города Людмила Ильинична Учаева, а позже они были переданы в музей школы №9. Надо отметить, что Игорь Федорович сам всегда учился на «отлично», был начитанным и образованным человеком высокого культурного уровня.

Экскурсия, несомненно, увлекла школьников, они еще долго рассматривали различные экспонаты. Вот Артем Колабеков, ученик 1 «Г» класса, остался под впечатлением от наград и орденов Игоря Учаева. Особенно ему понравился рассказ о том, как строили наш город, как сюда приезжали тысячи людей со всех уголков страны.

Первоклассница Эвелина Данилова была в школьном музее также первый раз:

— Понравились старые черно-белые фотографии, на которых можно увидеть историю моего города и моей школы.

КАК ПEРВОКЛАШКИ ГУТАРИТЬ УЧИЛИСЬ

Eще одно место притяжения школьников — этнографический музей «Казачий быт», который был открыт в 2002 году. Хранитель музея, учитель начальных классов Татьяна Килюшик в колоритном казачьем платье стоит посреди музея-«куреня» и увлеченно рассказывает о казачьих быте и культуре:

— Мы с вами живем где? На Дону! А на Дону с давних времен жили казаки. В станицах, в таких красивых домах — куренях. А вот он настоящий курень — круглый дом. Внизу припасы, а люди жили в верхах. А вот интересный балкончик — балясы. Сколько вы уже казачьих слов знаете?

Первоклашки с интересом рассматривают комнаты куреня: тут и печь топится, и на нее чугунок ухватом поставлен, и утюг горячий с уголечками внутри, вышитые полотенчики висят, лапти лежат. Подковы и туески, стиральная доска и коромысло, сундук с одеждой — скрыня, зеркало и прялка, стол с самоваром и икона в углу, кружевами вышитые подушки и покрывальца… Мир удивительных старых вещей!

Большинство экспонатов были воссозданы руками школьников на уроках технологии с помощью знаний и умений Виктора Сафоненко, который раньше работал в школе №9 учителем технологии, но и сейчас, спустя десять лет, часто приходит в школу, помогает с работами в музее. Заворожил ребят макет мельницы в рабочем состоянии — вертится-крутится и мелет зерно!

— На уроках трудового обучения мы изучали и вопросы истории тех или иных изделий, особенно из казачьего уклада: делали разные предметы быта вместе с учениками, — рассказывает Виктор Сафоненко. — Использовали подручные материалы, ножовки, стамески и свои руки. Время уходит, и то, что забывается, трудно вернуть, поэтому мы в этих изделиях пытаемся сохранить историю для новых поколений.

Пока ребята «гутарили» и «лясы точили» с Виктором Сафоненко, Татьяна Килюшик рассказала, как по крупицам создавали этот музей:

— Сначала некоторые предметы приносили сами учителя в кабинет домоводства: кто утюг, кто ухват. А когда предметов стало очень много, решили открыть музей. И началось: девочки на уроках технологии шили-вышивали текстильные предметы, мальчики с учителем строили руками и инструментами курень да мельницу. Вот недавно одна наша сотрудница поехала в деревню, где разбирали старый дом, и нашла на чердаке предметы казачьего быта, привезла их в наш музей.

По словам директора школы Светланы Смоляр, дети любят проводить время в казачьем доме-музее, делятся друг с другом впечатлениями и новыми словами из казачьего обихода. А старшеклассники с удовольствием изучают историю города и часто выбирают биографию Игоря Учаева темой для исследовательских работ. А это значит, что традиции живы и будут продолжаться в будущем подрастающего поколения, школы №9 и, конечно, нашего города!