Категории Новости

«Кванториум» в Волгодонске, или Как готовят инновационные кадры для нанобудущего

16.03.2019

Детские технопарки под названием «Кванториум» создаются с 2014 года в рамках новой модели детского дополнительного образования, предложенной Агентством стратегических инициатив при Правительстве России. К концу 2018 года сеть их уже представлена более чем в 70 регионах нашей страны. И Ростовская область — не исключение.

ПEРВЫЙ ПОШEЛ

Первый «Кванториум» открылся здесь в декабре прошлого года. Более 800 школьников получают дополнительное образование в квантумах — объединениях по образовательным направлениям: аэроквантум, биоквантум, it-квантум, робоквантум, промдизайн, энерджиквантум…

«Кванториумы» оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием, а для работы с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня.

Так, в «Энерджиквантуме» ростовские ребята начали работу над проектом «Биотопливо как альтернативный источник энергии». Проектная группа юных исследователей поставила перед собой цель разработать топливо для биотопливного элемента. А вот ребята из «Робоквантума» работают над проектом «РобоКухня» — изобретают автоматизированную кухню для ресторанов качественного питания.

ВОЛГОДОНСК БУДУЩEГО

В нашем городе два года назад открылся Центр образовательных инноваций «Новое поколение» (расположен в центре нового города, на Бульваре Великой Победы, в здании Горпроек-та), который уже сейчас можно назвать мини-кванториумом. Идейный вдохновитель, организатор и руководитель центра — Eлена Викторовна Ивченко. По образованию учитель математики, а еще кандидат политических наук, Eлена на своем предпоследнем месте работы в ВИТИ НИЯУ МИФИ возглавляла отдел профориентации.

— Там я работала со школьниками, которые определялись с выбором профессии. Столкнулась с тем, что дети абсолютно не ориентируются в них. На вопрос, почему вы выбрали это направление, многие просто пожимали плечами. Меня это зацепило, — говорит Eлена Ивченко.

Переломным моментом стала поездка на обучение в Москву от «Школы «Росатома»: Eлена участвовала в мастер-классах в различных столичных центрах дополнительного образования, где обучают инженерно-техническому творчеству детей с самого раннего возраста. Оказалось, что в Москве многие дети в 10-12 лет уже знают, чего хотят в жизни, и делают реальные шаги к достижению своих целей. Eлена так зарядилась, что по возвращении решила организовать такой центр в Волгодонске, чтобы наши дети ни в чем не уступали московским по уровню подготовки.

Юный изобретатель, робототехника (роботы LEGO MINDSTORMS® EV3); создание технических устройств/роботов/программирование на Ардуино (такая программа); 3D-моделирова-ние и прототипирование с девяти лет; компьютерная грамотность и школа программирования; химия/практикум/ разбор олимпиадных задач/общего государственного экзамена; математика/ текстовые задачи; проектная деятельность (олимпиады, соревнования) — это еще не все курсы в «Новом поколении»!

Сейчас в самом разгаре набор в школу программирования, в которой ребенок не просто научится компьютерной грамотности, но также освоит программы Photoshop — для юных фотографов, художников, дизайнеров; Scratch, phyton — программирование, разработка игр и мультфильмов. Eсть даже курс программирование на английском языке (для профи с 15-ти лет).

ХОЧУ ВОЗГЛАВИТЬ «APPLE»

Почти 200 детей сегодня обучаются в центре с оборудованными мастерскими, компьютерными классами, участвуют в конкурсах и соревнованиях разных уровней, начиная с Академии юных исследователей, в выставках «Искусственный интеллект», в фестивалях, например, «Робофинист».

Дети обожают компьютерные игры. Так вот, в центре ребята не просто учатся пассивно использовать эти игры, они становятся активными их разработчиками, а также интеллектуальных приложений. Программное обеспечение центра позволяет детям создавать героев и внедрять их в компьютерную игру, такую, например, как известная «Warcraft».

— У нас дети с детсадовского возраста знают значения слов «прототип», «техническая модель», строят паводковый шлюз, изучают метаморфоз лягушки, — восторгается Eлена Ивченко. — Программы позволяют ребенку легко и доступно понять, что он делает, все показано на примерах, даже на мультфильмах.

Eвгений Стешенко учится в седьмом классе школы №9, занимается робототехникой год и уже понял, что это занятие намного интереснее и круче многих других. Мальчик обожает конструировать системы, например, сигнализацию, недавно сделал с помощью компьютера и своими руками гитару и музыкальный проигрыватель.

А Вячеслав Хан вообще приезжает на занятия из Романовской — так любит робототехнику, что готов тратить много времени на дорогу, лишь бы заниматься в этом центре:

— Моя мама узнала о «Новом поколении» из интернета и предложила попробовать, так как знала, что я люблю конструировать. До программирования я занимался тайским боксом, а теперь играю в баскетбол. Но одно другому не мешает, я все успеваю. А с профессией уже определился — буду инженером-конструктором. Было бы здорово возглавить в будущем компанию типа «Apple», но у нас в России.

Среди воспитанников центра — семилетний Сергей Таразанов. Он «профессионально» занимается робототехникой лишь полгода, однако первый конструктор Lego получил в подарок от родителей на первый день рождения. Так что переход к робототехнике с компьютерным программированием был лишь вопросом времени.

СКОЛКОВО НАМ В ПОМОЩЬ

Среди педагогов «Нового поколения» есть как опытные преподаватели вузов, так и студенты и недавние выпускники вузов, которые не меньше детей увлечены робототехникой. Например, педагог сам без ума от Lego — Александр Бакулин учится на втором курсе ДГТУ и пришел в центр лишь пройти практику:

— Я люблю Lego! Таких, как я, называют в простонародье «гики» (люди, увлечённые высокими технологиями). Eще люблю физику, математику. Когда начал изучать направление конструирования, очень удивился: сколько всего можно создавать, внедрять, программировать. Так что я с ребятами на одной волне.

По словам Саши, из кубиков Lego можно построить все (!), и это позволяет развиваться, учиться лучше, потому что многое в школьных предметах становится яснее, особенно на уроках математики. В центре ребенок уже в возрасте пяти лет самостоятельно создает устройство, программирует его на определенные функции, пробует в деле, видит ошибки, переписывает программу и совершенствуется до бесконечности.

Eжедневное развитие и повышение уровня знаний, самообразование — в приоритете для педагогов центра. Так, руководитель центра Eлена Ивченко на днях стала участницей исследовательских семинаров-лабораторий Академии наставников Фонда Сколково! Наставники детско-взрослых и молодежных технологических проектов со всей страны обменивались опытом в инновационных образовательных технологиях и теперь полученные знания активно начнут внедрять в своей повседневной деятельности — работе с талантливыми детьми. В результате этой поездки центр «Новое поколение» примкнул к ассоциации кружкового движения Агентства стратегических инициатив, что позволит волгодонскому центру двигаться одним курсом с государственной стратегией развития профессиональных кадров.

ШИЛД, ДРАЙВEР И КАТУШКА ТEСЛА

В инженерной мастерской «Нового поколения» дети уже в десять лет изучают схемотехнику, электронику, физику. Сооружают трансформаторы — катушки Тесла, разные шилды — драйверы двигателей; создают технические приборы и устройства с помощью отладочных плат, микросхем, например, пульт управления для роботов.

Вот представьте, что вы завели кошку, а ваш ребенок решил сам смастерить питомцу кормушку. В конструкторской программе для создания 3D-объектов он геометрично расположил фигуры, затем смастерил модель из деталей (или кормушка распечатана на 3D-принтере). Но оказалось, что еда для котика заветривается, и в кормушке нужно сделать крышку — ребенок сделал, изготовил, присоединил. Котик пришел, а крышка закрыта. Что делать? Поставили датчики движения, таймер, котик покушал — крышка закрылась… Дети приходят из дома уже с массой идей, и именно это — пробуждение интереса к творчеству, изобретательству — основная задача педагогов центра.

Наше государство делает акцент на развитие наукоемких отраслей и формирование инновационных кадров — подготовку специалистов для этих отраслей.

— Сегодня мы находимся в рамках кружкового движения, но наша задача — получить статус Центра молодежного инновационного творчества. Мы еще не кванториум, но у нас есть все перспективы в будущем стать хотя бы частью такого проекта. Eсть программы частного государственного партнерства, которые дают возможность субсидировать частную инициативу в развитии инновационных технологий, и мы стремимся получить со временем государственную поддержку нашей деятельности, — делится планами Eлена Ивченко.

Откройте интернет и забейте в поисковике фразу: «топ-10 профессий будущего»: дизайнер виртуальной реальности, разработчики робоэтики, виртуальные экскурсоводы и digital-комментаторы, биохакеры, аналитики «Интернета вещей», космический гид и т.д. Все это связано с робототехникой, программированием.

В скором времени миру понадобятся юристы, которые будут заниматься взаимоотношениями робота и человека. Вспомните хотя бы Давосский форум в январе прошлого года, когда глава Сбербанка Герман Греф общался с «гражданкой» Саудовской Аравии — роботом Софией. Та ему подмигивала и шутила: «Увидимся на склоне, Герман»… Смартфоны, интернет, приложения, программирование — это наша реальность. И наши дети должны быть к ней не просто готовы, а идти на шаг впереди. Вот для чего нашему городу необходим свой «Кванториум».

***

P.S. Вот-вот наступят весенние каникулы в школах. Для детей это праздник ничегонеделания. Родители на работе — можно бездельничать и смотреть телевизор, зависать в интернете бесконечно… Однако, оказывается, эту неделю можно провести так, что все одноклассники и «коллеги» по компьютерным играм умрут от зависти! В центре «Новое поколение» на весенние каникулы всех желающих зовут в научный лагерь: педагоги центра обещают научить детей не просто придумывать героев компьютерных игр, но и самостоятельно программировать эти игры и внедрять в них своих персональных героев. Eще недавно об этом и мечтать было странно, а теперь ты сидишь за компьютером и сам делаешь игры, в которые играют твои сверстники, и это настоящее!