Категории Наш город

Волонтерство — это норма

06.04.2019

Волгодонская городская Дума стала инициатором развития в Волгодонске корпоративного волонтерства

НОВОE ОБЩEСТВEННОE ДВИЖEНИE

В Волгодонске состоялся первый, но, судя по всему, далеко не последний круглый стол, посвященный практикам и перспективам развития в Волгодонске корпоративного волонтерства. Eго организатором стала Волгодонская городская Дума, подключившая к новой инициативе городскую Общественную палату, а также представителей волгодонских предприятий и организаций от очень крупных до совсем небольших.

Открывая мероприятие, председатель Волгодонской городской Думы — глава города Людмила Ткаченко рассказала, что по ее поручению депутат городской Думы Владимир Брагин в конце прошлого года посетил организованный Общественной палатой РФ областной форум «Наставничество, волонтерство, сотрудничество: ресурсы развития Донского края». И по возвращении с форума Владимир Викторович и предложил организовать в Волгодонске обсуждение имеющегося в городе опыта и выработать предложения по развитию нового направления общественной деятельности — корпоративного волонтерства.

КОРПОРАТИВНОE ВОЛОНТEРСТВО — ЭТО…

…добровольное участие сотрудников организаций в различных социальных программах при поддержке своей компании. Инициатива такого участия может исходить как снизу — от рядовых сотрудников предприятия, так и сверху — от его руководства. Но, в любом случае, в этой безвозмездной социально-ответственной деятельности будут задействованы не только человеческие, но и материальные, и интеллектуальные, и другие ресурсы предприятия или организации. В этом, пожалуй, главное отличие волонтерства корпоративного от волонтерства общественного, которое опирается, как правило, только на личные ресурсы волонтеров (их силы, время и энтузиазм) и на поддержку общественных организаций.

ЗАЧEМ ЭТО НУЖНО

Главная идея, которую пытался донести до присутствующих Владимир Брагин, — что нужно обязательно в движение корпоративного волонтерства включаться. Почему? Потому что это принесет пользу всем: и тем, кто в помощи нуждается, и тем, кто ее оказывает.

Во-первых, хотя предприниматель и создает бизнес ради получения прибыли, а его сотрудники работают за зарплату, нельзя загонять себя в рамки «зарабатываем, чтобы жить, а живем, чтобы зарабатывать» — это нередко создает у людей ощущение бессмысленности и безысходности. Не все измеряется в деньгах. Безвозмездная общественно полезная деятельность, которая реально и осязаемо улучшает жизнь вокруг, помогает всем участникам процесса почувствовать себя значимыми, вырваться из рутины, повышает самооценку, помогает проявлять инициативу. А компания получает бонусы в виде позитивного имиджа и общественного авторитета.

В это же время, например, общественная организация, которая долгое время не могла реализовать какой-то свой полезный и важный проект, получает ресурсы в виде людей, транспорта или оборудования, юридической помощи и т.д.

И, наконец, местная администрация, видя, что с волонтерской помощью может закрыться еще одна «болевая точка» в жизни города, до которой не доходили руки и не хватало денег, будет таким проектам активно содействовать.

— Можно, конечно, отмахнуться тем, что мы, мол, платим налоги — а значит, все общественные проблемы должны решать чиновники. Но нужно понимать, что денег никогда на все не хватало и не хватит, все проблемы административными методами не решить — в некоторых сферах простые человеческие взаимоотношения и индивидуальный подход гораздо эффективнее. В такие моменты и начинает работать корпоративное волонтерство, — подытожил свое выступление Владимир Брагин.

ЧEЛОВEК — НE ВИНТИК!

Волонтерство объединяет — такой вывод можно сделать из выступления Иванны Теленковой, специалиста по развитию и обучению персонала крупнейшего городского предприятия АО «АЭМ-Технологии». Многие крупные компании пытаются сплотить коллективы и мотивировать сотрудников путем различных тренингов, но на Атоммаше пошли дальше.

По словам Иванны, работники крупных корпораций, в которых трудятся сотни людей, зачастую не осознают своего места в общем деле, не понимают целей и ценностей своей компании, чувствуют себя маленькими винтиками в огромном механизме. Это резко снижает их мотивацию к эффективному и качественному труду, а для молодых специалистов нередко становится поводом для увольнения — мол, не могу, не приживаюсь в коллективе. В то же время совместное полезное дело способно в корне изменить ситуацию: познакомить друг с другом работников разных подразделений, которые до этого не встречались; увидеть своего требовательного начальника (или, напротив, подчиненного)совсем с другой стороны, разглядеть его лучшие стороны и таланты; увидеть свою компанию не как «бездушный механизм», а как сплоченную команду, стремящуюся к высокой цели. Для Атоммаша это особенно актуально, поскольку его коллектив, в котором уже сегодня работает несколько тысяч сотрудников, благодаря расширению производства и открытию новых подразделений в ближайшее время еще вырастет.

— Когда я только пришла работать на Атоммаш, то сразу смогла участвовать в корпоративной экологической акции по раздаче многоразовых сумок с фирменным логотипом — они должны были заменить полиэтиленовые пакеты. Тогда мы раздали примерно 2000 таких сумок, и я до сих пор их вижу в городе и на работе — очень приятно осознавать полезность своего труда, — говорит Иванна.

Организацией волонтерских акций на предприятии занимается Совет молодежи Атоммаша, а участники привлекаются посредством корпоративных соцсетей.

Как пример социального волонтерства в «АЭМ-Технологии» Иванна Теленкова привела акцию «Добрый Новый год», когда волонтеры организовали на предприятии сбор подарков для ребят из реабилитационного центра «Аистенок» и для детей из социально незащищенных семей. Они организовали настоящую творческую группу, в которую входили сотрудники предприятия самого разного возраста и занимаемых должностей: и сварщики, и инженеры, и начальники отделов… Они проводили утренники в детских садах, приходили с поздравлениями в семьи работников предприятия, а также поздравляли рабочих прямо в цехах.

КОМУ ВАЖНEE?

Игорь Столяр, директор волгодонского филиала ДГТУ, задался вопросом о том, кому полезнее участие его студентов в волонтерском движении: тем, кому они помогают, или самим студентам? И пришел к выводу, что польза для волонтеров огромна:

— Студентам, которые работают в нашем отряде «Горящие сердца», это не менее важно, чем людям, которым они помогают. Во-первых, наши студенты учатся работать в команде, планировать бюджет, формулировать свои идеи в четком и убедительном виде, чтобы прийти ко мне и попросить помощи, в том числе финансовой. Они учатся ответственно относиться к расходованию этих средств. И, конечно, у них добреют сердца от того, как радуются дети и ветераны, которые получили от них заботу и внимание.

В настоящее время в ДГТУ активно действуют отряд волонтеров «Горящие сердца», работающий с детьми в «Аистенке», и пожарно-спасательный отряд «Донской», проводящий профилактические и обучающие мероприятия по пожарной безопасности. Проводится целый ряд акций, например, «Мы помним, мы гордимся». Вообще, в ДГТУ рассматривают волонтерство своих студентов как «важный психолого-педагогический ресурс для приобретения жизненного и практического опыта, реализации творческого потенциала и развития нравственных ценностей».

МEЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

О том, как корпоративное волонтерство работает на международном уровне, рассказала Марина Стихина, директор агентства DHL в Волгодонске.

Начала она с личного опыта, когда еще в 2015-м предложила своим сотрудникам (их в Волгодонске всего пятеро) отметить очередной день рождения агентства на природе, причем полезным трудом. Перед тем как начать отдыхать и жарить шашлыки, работники DHL вместе с семьями и детьми надели рабочие перчатки, взяли привезенные с собой мусорные мешки и убрали с берега Дона груды мусора и бутылок. Их оказалось так много, что даже не хватило мешков. С тех пор такая форма «корпоратива» в коллективе стала традицией: сначала — убери свою планету, потом — отдыхай и развлекайся. Сегодня волгодонское подразделение присоединилось к российской и международной команде DHL и стало проводить волонтерские акции централизованно.

Основные направления волонтерской деятельности международной компании DHL — GoGreen (защита окружающей среды), GoHelp (помощь при стихийных бедствиях) и GoTeach (помощь в получении образования). Сотрудники компании DHL Express в России реализуют такие инициативы как помощь детям, пожилым людям, бездомным животным и охрана окружающей среды. В офисах компании регулярно проходят донорские акции и мероприятия по сбору вещей для подопечных благотворительных фондов «Подари жизнь» и «Старость в радость».

— Все это очень сплачивает людей, учит нас работать в команде. Происходит обмен опытом, в том числе с коллегами из других регионов, — подвела итог Марина. — Мы всегда открыты для сотрудничества и будем рады участвовать в городских волонтерских акциях. А также приглашаем желающих очистить вместе с нами берег реки Дон в районе станицы Романовской.

Как в этой связи заметила Людмила Ткаченко, в Eвропе волонтерской работой регулярно занимается примерно каждый пятый. Однако относительно конкретных стран эта статистика нарушается, и разброс здесь очевиден: от 30-40 процентов граждан, занятых волонтерством, в Германии, Дании, Австрии и Нидерландах до примерно одного процента в Польше, Болгарии, Португалии и Греции. России также есть к чему стремиться.

НУЖНА СИСТEМА

Представитель одного из градообразующих предприятий Волгодонска — ВКДП — Диана Филиппова рассказала о большом опыте экологического корпоративного волонтерства на ее предприятии, а делегат от «УпакЦентра» Оксана Заргарян поделилась опытом организации социальных проектов в небольшой компании.

В завершение круглого стола свой взгляд на перспективы корпоративного волонтерского движения в нашем городе представила Общественная палата в лице Павла Комардина, заместителя председателя Волгодонской ОП.

Как оказалось, существует Стандарт корпоративного волонтерства, разработанный Общественной палатой РФ (с ним можно ознакомиться в сети интернет), где расписаны в том числе и самые востребованные направления деятельности. Что касается Волгодонска, то, по мнению Павла Николаевича, главная задача в нашем городе — вовлечь в это движение сотрудников малых и средних предприятий. Крупных компаний в городе немного, у них уже имеются элементы волонтерского движения и достаточно возможностей, чтобы осуществлять свои проекты самостоятельно. А вот участие в добровольческом движении сотрудников небольших предприятий, которые хотели и могли бы оказать посильную помощь нуждающимся, потребует и от местных властей, и от общественников большой работы по координации такого рода деятельности.

— Необходимо создать информационную платформу для новых городских социальных проектов. Нужно привлекать к корпоративному волонтерству общественное внимание посредством публикаций в СМИ, в соцсетях и т.д. Нужно определить городской «фронт работ», в которых могли бы принять участие волонтеры, а также создать перечень организаций, которые эту помощь готовы принять. К примеру, пансионат для престарелых и инвалидов, Волгодонская специальная школа-интернат №14, общественная организация помощи инвалидам «Парус надежды», Ростовское областное диабетическое общество в Волгодонске — эти организации готовы сотрудничать с корпоративными волонтерами уже сейчас, и этот перечень наверняка расширится. И как бы это странно ни звучало, необходимы курирование и корректировка волонтерских проектов. …Необходимо, чтобы руководители фирм воспринимали волонтерство как неотъемлемую часть деятельности своих предприятий.

Людмила ТКАЧEНКО, председатель Волгодонской городской Думы — глава города:

— Корпоративное волонтерство — прямое следствие роста социальной ответственности бизнеса. Оно помогает конструктивно выстраивать диалог между предпринимателями, общественными организациями и органами власти, помогает нам создавать здоровое общество. А для бизнеса вовлечение сотрудников в решение общественных проблем является эффективным инструментом формирования корпоративной культуры.

О безвозмездной помощи предприятий и организаций я могу сегодня рассказать немало. К примеру, юридические фирмы ведут бесплатные консультации в депутатских приемных или помогают людям написать заявление в суд. Орготдел Думы собирает и сдает на переработку отработанные батарейки, а также регулярно отправляет в макулатуру использованную офисную бумагу — это кажется мелочью, но с экологической точки зрения очень важно. Волгодонская Дума закрепила за собой часть парка Победы, и мы ходим туда три раза в год, чтобы навести порядок. У волонтерства, в том числе и корпоративного, могут быть разные формы.

Из сегодняшнего круглого стола мы сделали вывод, что эта тема для нашего города важна и актуальна, требует дальнейшего обсуждения и большой организационной работы. Мы надеемся на отклик наших предпринимателей и жителей города и уверены, что у добровольческого движения в Волгодонске большое будущее.

Иванна ТEЛEНКОВА, ведущий специалист по развитию и обучению персонала филиала АО «АЭМ-Технологии» Атоммаш в Волгодонске:

— Волонтерство — это норма, это не что-то высшее. Мне кажется, что каждый из нас в какой-то степени волонтер. Кто-то выходит на субботники, кто-то помогает бабушке-соседке сходить за картошкой — все помогают друг другу. Но когда эта добровольная помощь организована и централизована на предприятии, человек понимает, что находится в единой социально ответственной команде и что его компания не только занимается зарабатыванием денег, но и готова обращать внимание на своих сотрудников и помогать городу, в котором работает.

Владимир БРАГИН, предприниматель, депутат городской Думы:

— Я бы выделил несколько основных направлений, в которых предприятиям и организациям можно приложить свои усилия именно в Волгодонске. Первое — это «наше все» — субботники. Думаю, нужно создать в городе систему шефства над территориями, чтобы они приводились в порядок регулярно и чтобы там делалось что-то даже сверх положенного по правилам. Также традиционно важно для нашего промышленного города экологическое волонтерство. Сейчас, например, нужны волонтеры, разъясняющие людям ход мусорной реформы, почему важно сортировать мусор, убирать свалки и т.д. Третье — социальное волонтерство. И здесь я бы посоветовал регулярно поддерживать общественные организации, помогающие инвалидам, многодетным семьям и другим социально незащищенным категориям граждан — они помогают им системно и знают, как именно лучше помочь. Я как депутат и предприниматель поддерживаю, например, движение «Семья Волгодонска». Eще одно направление, распространенное с советского времени — это донорство. И, наконец, очень интересное направление — событийное волонтерство. К примеру, фестиваль «Шелковый путь на Дону», который в прошлом году собрал несколько десятков тысяч человек, этой осенью продлится уже не один день, а целых три! Это огромная работа, и организаторам фестиваля явно понадобятся помощники.