Категории Скрытая

Два парада Кати Мюллер

09.04.2019

Когда началась война Катя Позднякова училась в Краснодаре, в педагогическом училище.

Учеба продолжалась, и только после как немцы захватили Ростов, училище распустили, а комсомольцев направили на строительство узкоколейной железной дороги для нужд фронта. Но дорогу, в связи с быстрым приближением фронта не достроили. Екатерина устроилась работать на телефонную станцию.. Летом сорок второго пал Краснодар, наши отступали. С одной из последних военным машин Екатерина с подругой покидали станцию. И с этого дня она стала войном Красной Армии.. Было Тогда Екате6рине Мюллер чуть больше семнадцати лет.

Узкие дороги забиты отступающими войсками и беженцами. Ночью впервые она услышала войну – немцы бомбили небольшую железнодорожную станцию. А утром, проезжая это место, увидела обгоревшие и разбитые вагоны, и полностью сгоревшую деревеньку по соседству. До сих пор в памяти вместо домов черные печи, трубы и люди, что-то выискивающие на пепелищах. «От увиденного сжалось сердце, и я заплакала» — вспоминает Екатерина Кондратьевна.

Екатерина Кондратьевна Мюллер

  В станице Георгиевской приняла военную присягу. И определили девушек в батальон связи, выдали обмундирование. Ботинки громадные, обмотки, и такую же – не по размеру – шинель. Правда позднее выдали кирзовые сапоги. Солдаты- умельцы подогнали их  к девичьим ножкам.

«Иногда, — вспоминает Екатерина Кондратьевна, — мы свой сахар растворяли в воде  и смазывали раствором сапоги, чтобы блестели».

А какие у нее были позывные: — «Ромашка», «ласточка», «Лилия». Но ей самой больше нравился просто номер. Так при наступлении на Новороссийск у нее был номер «первый».

Под Севастополем ее контузило: попала под сильную бомбежку.

После госпиталя вернулась Екатерина в свою часть. Крым к этому времени уже освободили от немцев полностью, и батальон связи вошел в состав Таврического военного округа и в военных действиях больше не участвовал. Многие писали рапорты с просьбой отправить на фронт, в действующие части. Такой рапорт написала и она. Но командир, капитан Козлов сказал: «Дурочка. Что вы рветесь туда, живы остались и радуйтесь. Здесь тоже люди нужны».

В апреле-мае сорок пятого готовились они к параду. 12 мая – годовщина освобождения Севастополя. В колонне девушек-бойцов Екатерина была правофланговой. А это значит – смотреть вперед. А ей так хотелось глянуть вправо, на трибуны. Парад состоялся , правда не 12, а 9 мая.

В ночь с 8 на 9 мая дежурила она на телефоне. Вдруг кто-то из своих девчат-телефонисток звонит без всяких позывных: «Катя, Катя,  — победа!…». «Тут и я впервые нарушила устав» — вспоминает ветеран, — выбежала с поста к палаткам и на весь лагерь закричала – П О Б Е Д А !!!». тут же весь лагерь моментально ожил, все стали кричать «ура», салютовать, а быстренько вернулась на пост.

Уже в июне вернулась Екатерина домой. Слава богу, отец, мать живы. Вернулся с войны и брат – летчик. Второй брат отдал жизнь за Родину в бою с японцами.

А Екатерина стала работать в родной станице нефтяной учителем и заочно окончила педучилище.

Александр Тихонов, апрель 1995 года, фото автора разных лет