До падения Берлина оставалась неделя…
17.05.2019
« Во мне грядут воспоминанья
О прошлых воинских делах.
О моих товарищах погибших
В окопах и госпиталях…»
Н.Зуйченко.
Мой собеседник – участник Великой Отечественной войны Николай Александрович Зуйченко.
В далеком уже, 1941 году Николай Александрович закончил среднюю школу, Только, только получил он аттестат, впереди была новая взрослая жизнь, учеба .
Но судьба распорядилась по иному. Все перечеркнула война, как, впрочем и миллионам другим советским людям. Вернувшись домой, в Зимовники, после окончания школы в Котельниково, его сразу вызывают в военкомат и дают направление в летное училище в Камышин. Но недолго пришлось Зуйченко изучать профессию военного летчика – истребителя. Фронт стремительно приближался, и уже через три месяца занятий первый курс расформировывают и курсантов отправляют в действующую армию. Кого куда. Все равно самолетов не было, а фронту нужны были солдаты. И вот уже через несколько дней несостоявшийся летчик уже сидел на лошади. Ибо его направили в качестве бойца – кавалериста в 5 кавалерийский корпус.
Не стал, убеленный сединами ветеран рассказывать о том, как отступал вместе с Красной Армией, отдавая город за городом, деревню за станицей. Горько и тяжело было вспоминать это время. Смерть так и ходила по пятам. В одно время показалось, что все – отвоевался молодой солдат. Во время переправы через Дон, недалеко от станицы Багаевской под ним в воде убило лошадь. Как живым добрался до берега он тогда, до сих пор понять не может. Казалось, вода кипела от разрывов и попаданий в нее осколков и пуль. Вот так, теряя друзей и однополчан, он дошел до Сталинграда. Зуйченко не пришлось непосредственно сражаться за город – армия держала оборону правее Сталинграда. Но это совсем не значит, что здесь было легче. Пропусти они врага тут, и тогда уж точно Сталинград был бы обречен. Здесь Зуйченко стал минометчиком. А в январе 1943 в составе 51 армии принял участие в советском наступлении. Вскоре был освобожден город Котельниково, в котором он учился. Затем с боями прошел и по родной земле, освобождая ее от немецко-фашистских захватчиков. Потом была опять станица Багаевская, где Николай Александрович первый раз счастливо разминулся со смертью, Аксай, Ровеньки.
Надолго запомнились бои на Миус – фронте, где немцы оказали нашим войскам ожесточенное сопротивление. В одном из боев Зуйченко был ранен. Отлежался в госпитале в Ростове. А чуть зажили раны — снова на фронт. Попал в 5 ударную армию Белорусского фронта. После небольшой учебы стал командиром взвода управления 122 мм гаубичной батареи, с которой и дошел до Берлина. Уже вовсю шли бои на улицах столицы третьего рейха, когда Николай Александрович был ранен. До полной Победы оставалась всего неделя. А так хотелось расписаться на стенах рейхстага и за себя и за друзей погибших. Но видно не судьба. И вместо этого ему пришлось вместе с фронтовым госпиталем отправляться в Россию. Ну а в декабре 1945 года его, как получившего три ранения демобилизовали.
Вернулся Зуйченко домой, в Зимовники и несколько месяцев проработал в военкомате, готовя молодых людей для службы в армии. А затем направили его на руководящую работу – директором вновь образованного совхоза в Шахтинском районе. А в качестве рабочих рук пригнали эшелон бывших солдат попавших в немецкий плен. Около года руководил Николай Александрович этим совхозом, одновременно готовясь к поступлению в Ленинградский институт. Окончив биофак, он 45 лет отдал трудной и опасной работе микробиолога на эпедимических станциях Зимовников, Баку и в Туркменской республике.
Немало было в послевоенное время таких заболеваний и эпидемий как сибирская язва, чума, тулермия. Работая в Зимовниках, Зуйченко курировал эпидемологическое состояние зоны строительства Цимлянского гидроузла. Особое внимание уделялось пойме реки Дон от будущей плотины да станицы Жуковской, где было сосредоточено много лагерей недобровольных строителей. Именно здесь были полчища грызунов зараженных тулермией. После завершения строительства гидроузла Николай Александрович «воевал» с эпидемиями в Азербайджане, а затем и в Туркмении.
В 1994 году он вышел на пенсию и приехал в Волгодонск. Слава богу, успел во – время. А то новый правитель Туркмении не посмотрел бы на заслуги Зуйченко в войне и в становлении республики и превратил бы его в человека второго сорта. Как это случилось со многими россиянами, оставшимися или не успевшими покинуть Туркмению.
Сегодня Николаю Александровичу Зуйченко исполнилось 80 лет. Но он полон сил и энергии. Активно участвует он в военно-патриотическом воспитании. Зуйченко частый гость в школах № 15, 22 и в гимназии «Юнона».
Александр Тихонов, фото автора