Категории Новости

Спеть с Окуджавой

25.05.2019

Клуб «Кругозор» провел очередную творческую встречу, посвященную памяти замечательного поэта-шестидесятника Булата Окуджавы, 95-летие которого пришлось на самый победный день мая.

Ждали городских бардов. Без живой песни позвать друзей и на любовь свое сердце настроить просто невозможно. И вот они, долгожданные звуки гитары. И знакомые с юности песни, такие задушевные, искренние, чистые. Зал, не сговариваясь, тут же подхватил хором. Соскучились по синему троллейбусу, старому пиджаку, по маленькому оркестрику надежды и вечным вопросам любви.

— Мы готовили вечер не просто для поклонников творчества Булата Окуджавы, — рассказывает руководитель клуба ветеранов педагогического труда «Кругозор» Надежда Eлизарьева. — Собравшиеся в зале — соучастники одного поколения, каждый носит его песни в своем сердце. Для нас это своего рода духовная подзарядка в сегодняшней жизни, не слишком щедрой на человеческую доброту.

Говорят, не кивай на времена, они примерно одинаковы. Смотри внутрь себя, будь Человеком в любых обстоятельствах. Окуджава как раз об этом и пел. Тем, кто был воспитан на строевой идеологии и партийных лозунгах, философия автора непохожих на обычные песен была пугающе непривычна. Само собой, автора не пропускали «к народу», даже устраивали травлю уже после, казалось бы, всенародного признания и известности. Вообще, когда говорят о родоначальниках авторской песни, надо понимать, что были люди, которые начали петь раньше Окуджавы. Но он был самым крупным поэтом в этом движении. Поэтому принято вести отсчет именно с него.

Из воспоминаний друга и первого лауреата премии имени Булата Окуджавы Александра Городницкого:

— В ту пору авторская песня была литературой. И Булат Окуджава, и Александр Галич, и замечательный поэт Владимир Высоцкий, и Новелла Матвеева, и Юлий Ким, и Юрий Визбор были одаренными литераторами. Булат сразу стал поэтом интеллигенции — в отличие от Высоцкого, которого пели и диссиденты, и генералы КГБ. Тот охватил всех, а Окуджава был изящен, изыскан, в известной степени элитарен. Он воевал, был членом партии, никогда не был диссидентом, но власти его не принимали.

Из воспоминаний Булата Окуджавы:

— Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: несите их по домам, а завтра мы вас отправим. Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли домой: он — ко мне. А я — к нему…»

Eго призвали после достижения 18-летия в августе 1942-го в 10-й отдельный запасной минометный дивизион. Помните знаменитую песню из кинофильма «Белорусский вокзал»? «…Над нашей Родиною дым. И, значит, нам нужна одна победа. Одна на всех — мы за ценой не постоим». Чтобы умереть за свободу, семью и детей, не нужно ни лозунгов, ни пафоса. Только открытое сердце и мужество. И то, и другое было у Булата Окуджавы.

Eще одно интересное свойство песен Окуджавы: их поют в любой компании. Без них просто нельзя душевно посидеть. А вот Высоцкого уже сможет спеть не каждый. Слишком неотделимы его песни от личности автора.

Час встречи с Окуджавой, подготовленный клубом ветеранов педагогического труда «Кругозор» и библиотекарями отдела литературы по искусству центральной библиотеки, растревожил «в душе звенящую струну» настолько, что никто не хотел расходиться. Читали стихи, просили городских бардов Владимира Кибальника и Владимира Патова спеть еще и еще.

Окуджава никогда не был политизированным поэтом. Прежде всего, он был большой русский лирический поэт. Большинство песен Окуджавы вне времени, их совершенно не трогает, какая на улице политическая погода. Может, поэтому их поют и будут петь всегда. Eсть в его песнях одна щемящая нотка — лирическое «я» героя, которое как капелька живой росы проникает до самого сердечного донышка. В этом и есть феномен авторской песни. К сожалению, сегодня она переживает кризис. Нынешнее время не располагает к откровению и душевности. Eсть большое разочарование в поэзии вообще и в авторской песне в частности. Может быть, дело во вторжении интернета в повседневную жизнь и общение. А, возможно, в уходе романтических понятий.

Что бы на это сказал сам Булат Шалвович? «Не закрывайте вашу дверь… Дверям закрытым грош цена, замку цена копейка». Разве не так?

Владимир Патов рассказал о своем открытии Окуджавы.

— Это было летом 1976-го года, мне было шестнадцать, я не расставался с гитарой, пел популярные в то время эстрадные песни. Но однажды меня застал врасплох вопрос знакомого: «Окуджаву поешь?» Я ответил: «Нет, а кто это?» «Да ты отстал от жизни, купи пластинку, послушай!» Я так и сделал. И сразу ничего не мог понять: что в них такого? что за манера необычная? разве об этом поют? Но оторваться уже не мог. Так я слушал и слушал несколько часов подряд. И уже не понимал, как я раньше мог жить без этого.

Более 800 стихотворений, свыше 200 песен, около 30 сборников, романы, пьесы, повести. А еще музыка к кинофильмам, магнитофонные записи, аудиокассеты, компакт-диски. Таково наследие Булата Шалвовича Окуджавы, которого по праву называют поющим символом эпохи.

Когда люди вместе поют, это их соединяет, и они не будут друг в друга стрелять. Так что давайте петь хорошие песни и «жить, во всем друг другу потакая. Тем более что жизнь короткая такая».