Категории Новости

Дорогие нашему сердцу ребята и девчата

20.07.2019

45 лет назад завод «Атоммаш» был объявлен Всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройкой

НАЧИНАЛИ ВМEСТE С «ЗАХАРОМ»

Прочитал воспоминания Владимира Сидорякина и хочу рассказать о том, как я попал на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку.

1974-й год. Страна гремит новыми грандиозными стройками — Самотлор, БАМ, Атоммаш. В эти годы я жил в столице Калмыкии, куда мои родители (сами родом из Ростовской области) были направлены после войны восстанавливать разрушенное хозяйство. Поэтому для меня выбор — куда направиться после армии — был очевиден: на Дон, на родину предков, где как раз разворачивалась большая стройка. В автоколонне №2 «Волгодонскэнергостроя» мне дали самую старую машину ЗИЛ-164 по прозвищу «Захар». Такой трубовоз был в колонне один. Гараж располагался на Степной, и в распутицу выехать оттуда было невозможно, приходилось тащить машины трактором на бетонку, оттуда мы уже разъезжались по объектам. Через год заложили новый город и цеха Атоммаша. Стала прибывать новая техника, я пересел на ЗИЛ-130. По примеру ровесников мы тоже создали комсомольско-молодежную бригаду из 12 автомобилей-полуприцепов. На общем собрании ребята выбрали меня бригадиром.

И помчались машины с комсомольским значком на лобовом стекле по дорогам всего Советского Союза. Татарстан, Украина, Латвия, Мордва. Водители — народ своенравный, руководить бригадой было нелегко, помог опыт командира танка во время службы в армии. В общем, когда строители выдвинули свой знаменитый лозунг «Даешь монтаж — в три дня этаж», мы ответили на это своим — «Даешь монтаж с колес!». Водители старались не допускать простоев при разгрузке и как можно меньше совершать холостых пробегов.

В декабре 1976 года меня в числе других бригадиров и строителей Атоммаша премировали поездкой в Москву. Возглавили делегацию третий секретарь горкома партии Раиса Бедюх и секретарь парткома стройки Геннадий Персидский. А еще через два года в автохозяйство прибыли КамАЗы, это было совершенство техники, все на них мечтали работать. Меня пригласили возглавить бригаду КамАЗов-длинномеров. К этому времени наша автоколонна уже стала автотранспортным производственным объединением. Благодаря ударной стройке мы выросли профессионально и приобрели большой жизненный и производственный опыт, который помог нам в дальнейшем. Говорю спасибо всем, кто был в те годы рядом и кого уже нет с нами.

ДОБРОВОЛEЦ ИЗ ХАРЬКОВА

Это рассказ о том, как небольшая заметка в «Известиях» (газеты тогда читали!) круто развернула жизнь молодого 23-летнего паренька из братской тогда Украины. Публикация на первой полосе под зычным заголовком «Атоммаш зовет!», вышедшая в январе 1976-го года, была воспринята как «корчагинский» призыв лично ко мне в мирное время принять участие в большом интересном деле в масштабах Всесоюзной ударной комсомольской стройки, — вспоминает секретарь комитета ВЛКСМ УС «Заводстрой» (1976-1979 гг.) Иван Мицай.

В Харьковском обкоме комсомола я получил путевку в мало кому известный Волгодонск на строительство завода «Атоммаш». Приехал, зарегистрировался в комитете ВЛКСМ треста ВДЭС, прошел водный инструктаж у секретаря, получил направление плотником-бетонщиком в СМУ-9 УС «Заводстрой». Поселился в вагончике в поселке Шлюзы, поскольку все общежития были переполнены. Таких как я было море, это нас не пугало, а, наоборот, придавало какой-то романтизм. Очень скоро меня избрали секретарем комсомольской организации СМУ-9. Так началась моя «комиссарская» работа, о которой я представления не имел. В то время не было ни инструкций, ни учебных пособий, ни семинаров, как должен вести себя комсорг в той или иной обстановке и как сплачивать коллектив. Ориентиром для меня были мой наставник Саша Соловьев, парторг Володя Тормосин и собственное чутье. Задачу свою я понимал так: чтобы построить уникальный по своим масштабам завод, надо обеспечить людям стимул, комфорт, настроение. Над этой задачей трудились мы, активисты — комсомол, профком и партком. Eсли это было соцсоревнование, то обязательно с вручением грамот, призов, ценных подарков, с освещением в печати (стенгазете и городских СМИ). Eсли сдавали в эксплуатацию какой-то объект, то обязательно митинг, телевидение, концерт художественной самодеятельности. Такую стройку не могли осилить одиночки, все решал коллективизм, и мы старались, чтобы людям было интересно жить, работать и преодолевать трудности. Создавали комсомольско-молодежные бригады, проводили субботники по благоустройству территорий у общежитий, в парках и на стадионах, «зажигали», как теперь говорят, и завлекали рабочую молодежь на базы отдыха и в летние кинотеатры, в аэроклуб и водно-гребную базу, колесили с поездом дружбы по городам-героям, устраивали автопробеги. Мы не давали скучать никому!

И у нас все получалось. И завод построили, и друзей нашли, и семьи создали. И есть что вспомнить и чем гордиться. Говорят, сейчас другое время, молодежь не та. И про Павку Корчагина не все помнят.

Я так не думаю. У меня уже взрослые внуки, и я уверен: если сейчас прозвучит какой-то патриотический клич, они поступят так же, как я 43 года назад.

ПРОСТО ФАНТАСТИКА

В 1975-ом мы работали с фундаментами на строительстве домов «московской серии». Однажды наш трест получил «молнию» от заводов-изготовителей стеновых панелей: на месяц (!) опережая график, они готовы отгрузить полные комплекты панелей. Новость вроде радостная, но как ее осилить? В то время полным ходом шли работы по устройству котлованов для будущих домов по проспекту Курчатова. И на сооружение фундаментов для них (монолитная стена плюс стены цоколя из бетонных блоков) по нормативам требовалось три месяца. Причем, такие фундаменты не построишь быстрее, собрав даже сотню высококлассных строителей: не позволяли существующие строительные правила, техника безопасности. А нам предлагалось уложиться в два месяца.

Учитывая неординарность ситуации, на наш участок прибыл сам управляющий трестом «Волгодонскэнергострой» Ю.Д. Чечин и с ним председатель профкома стройки, руководство СМУ, начальники отделов. Чечин сразу поставил задачу: первый фундамент отдать под монтаж панелей через месяц, второй — через полтора. Гарантировалось исполнение всех наших заявок, приличная премия, обещались разные блага из профсоюзного «сундука» — ковры, машины, дачные участки в престижном тогда садоводстве «Мичуринец» и даже малосемейка на улице 50 лет ВЛКСМ.

Но никому из наших трех бригад не нужны были ни ковры (их некуда было вешать), ни машины (их не за что было покупать). А вот малосемейка, безусловно, пригодилась бы. Но кому? Тихо шептались бригады, тихо переговаривались мастера и прорабы. Просьба была вызывающе-неожиданной: дайте малосемейку бригадиру-«химику»! Он недавно женился, но молодые живут врозь: она — в общежитии, он — в красноярском бараке для спецконтингента. Ждут ребенка. Показатели бригады — одни из лучших в СМУ, к самому бригадиру никаких претензий.

От такой просьбы высокое руководство опешило. Это было вопиющим нарушением социалистического соревнования. Управляющий снова взял слово, вновь перечисляя материальные блага, на ходу добавляя квартиры и машины. Но бригады на компромисс не пошли. Руководство уехало, обещав подумать и вернуться.

Условия бригад и участка были приняты. Теперь дело было за нами.

Работали, можно сказать, день и ночь. На площадке появился новый вагончик, подогнали новые краны. Командовал парадом, почти не покидая площадки, лучший прораб треста «Волгодонскэнергострой» Владимир Бунк.

Короче, уложились в «фантастические» сроки. После окончания работ почти треть участка запросилась в отпуск. Но и управляющий слово сдержал: вскоре молодая семья заселилась в новую квартиру!