Воронья слободка как особо охраняемая территория
В этом году Волгодонск атаковали голуби и вороны. Посмотрите, на что похожи дорожки и скамейки в парках и скверах. Они загажены «продуктами жизнедеятельности» пернатых. Горожане недоумевают: такого раньше не было, не успеваем отмывать балконы и подоконники. Неухоженность города местами и без того бросается в глаза, а тут еще перья и помет.
Почему наши улицы и парки стали такими привлекательными для галок, грачей, ворон и голубей? Может, в этом есть и вина человека? Давайте попробуем разобраться.
Но сначала заглянем в сквер, где не то что гулять, дышать иной раз невозможно от зловония. Это хорошо известная всем «Дубравушка» в районе путепровода и лицея №16. Сорок лет назад здесь на площади в 1,5 гектара были высажены дубы, привезенные из Сальского питомника. Радовали глаз оригинальные деревянные скульптуры, изготовленные умельцами лесокомбината, в центре была оборудована прекрасная по тем временам летняя площадка, проложены аллеи и дорожки. Многие мечтали поселиться в этом районе, чтобы иметь «заповедник во дворе».
Сегодня этот некогда красивейший уголок в буквальном смысле истерзан нашествием черных ворон и грачей. Пять лет назад они сделали «Дубравушку» местом своего постоянного гнездования. И роща превратилась в «тухлый сквер». Именно так отзываются о ней горожане. Свыше ста гнезд — это не шутки. Когда черная стая снимается с места или садится, крик и карканье ясно дают понять, кто здесь хозяин. Дубы-великаны облысели, их кромсает воронье. Листва, дорожки, скамейки — все заляпано. Повсюду обломанные молодые верхушки веток. Где вы, защитники живой природы?
Десять лет назад была сделана попытка реанимировать былую красоту, она обошлась в полмиллиона рублей. Тогда депутатскими усилиями территорию отскребли от мусора (вывезли несколько машин и не за один раз), отреставрировали и, как сказано в отчете, даже «установили десять парковых диванов».
Сегодня придется убирать не только за воронами. Кто-то оборудовал здесь приют бомжей и маргиналов — старые грязные прогоревшие диваны — видимо, все, что осталось от «парковых диванов». Мусор, бутылки, зола. А рядом гуляют дети.
— За каменным выступом вообще ничейная территория, которая никогда никем не убирается, — рассказывает Татьяна Васильевна Салова, неутомимый борец за спасение «Дубравушки». — Этой весной под покровом ночи были срублены шесть здоровых крепких дубов. Под самый корень. Преступление так и осталось не раскрыто. Зато стоит нетронутым сушняк, готовый в любой момент свалиться кому-нибудь на голову.
А ведь это не простой сквер. Постановлением главы города №1526 от 12.08.2015 года (как раз в год «подселения» ворон) дубовой роще был присвоен статус «особо охраняемой природной территории (ООПТ) местного значения» со всеми вытекающими из этого последствиями: здесь должен быть особый режим охраны («незаметно» срублено шесть дубов — прим. ред.), на таких территориях запрещено заниматься строительством и торговлей. Можно лишь гулять и наслаждаться свежим воздухом. С января этого года «Дубравушка» числится уже в областном перечне ООПТ за №74.
Судя по многолетней переписке Татьяны Васильевны с чиновниками разного уровня, бывшими и настоящими, проблему местная власть как бы видит, но всерьез не признает. Бывший заместитель главы города по городскому хозяйству (по иронии судьбы страстный любитель голубей) вообще считал, что «присутствие ворон в городе имеет большое положительное значение как для человека, так и для населяющих город экологических сообществ, поскольку эти птицы являются санитарами». А всю проблему сводил к «лишению птиц неограниченных источников питания» и достижению «почти стерильной чистоты вокруг мусорных контейнеров», что якобы сделает город непривлекательным для пернатых.
Но дело в том, что нашим воронам наплевать на городские контейнеры, мусорщиков в белых перчатках и на хлебные крошки, что разбрасывает детвора. Давно подмечено: эта наглая птица организованно в четыре утра вылетает кормиться на «неограниченную кормовую базу» — городские свалки — и прилетает в семь вечера, чтобы отдохнуть на дубах и опорожнить желудок. И так каждый день последние пять лет.
— После дождя в сквере невозможно дышать от испарений, — пожаловались три года назад жители соседних домов и получили в ответ официальное заключение городского центра эпидемиологии и гигиены, где сказано, что присутствие аммиака и сероводорода в сквере не превышает предельно допустимых норм. А значит, ошибаются обитатели «вороньей слободки», полагая, будто невозможно дышать. Специалистам видней.
Справедливости ради надо отметить, что на все жалобы власть реагирует исправно: периодически производятся обрезка деревьев и ликвидация гнезд. Но тотальную зачистку никто не проводил. Более того, умные вороны стремительно восстанавливают ущерб и наращивают свою популяцию. Предложение установить на пути лета акустические приборы для отпугивания — такие применяются в аэропортах, на вокзалах, станциях метро — тоже повисает в воздухе: денег на это в бюджете нет.
Чиновников можно понять: они панически боятся экологов, на стороне которых закон об охране окружающей среды. «Только тронь — заклюют», — признался в личной беседе один из заместителей главы города. Общество охотников тоже разделяет страдания сограждан, но — отстреливать птиц не позволяет закон. Этой весной Татьяна Васильевна сама накупила петард и стала палить вверх. Увы, догадливые птицы быстро раскусили ее намерения и, покружив немного, вернулись на свои места. Тогда она собрала блестящие CD-диски для отпугивания, но некому было развесить их на кронах дубов.
Говорят, вороны боятся трупов и чучел себе подобных. Их развешивают на деревьях для устрашения. Порой эффективны даже постеры с изображением пернатых хищников и записи агрессивного карканья. Может, стоит попробовать? Ведь засилье ворон и голубей — проблема не только Волгодонска и не вчерашнего дня. С ней все чаще сталкиваются города и мегаполисы. Не так давно главный санитарный врач Геннадий Онищенко открыто назвал ворон «пернатыми волками» и обвинил в распространении птичьего гриппа. Далекий Магадан объявил войну голубям. Власти этого города ввели штрафы — до 5 тысяч рублей — для тех, кто кормит «летающих крыс» в неположенных местах. Никто не отрицает пользу птиц, тех же ворон. Но они не должны вытеснять собой других особей и — человека.
Eсли власть и коммунальные службы устраняются, кто будет регулировать популяцию оседлых городских пернатых? Врагов здесь у них практически нет, бояться им некого. Тем более что в городском комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов, оказывается, не знают, что «Дубравушка» является особо охраняемой природной территорией! Мы сказали, нам тоже не поверили. А, между тем, пернатые, помимо эстетических неудобств, могут представлять реальную опасность для людей.
— Надо опасаться неопрятных птиц, которые ведут себя странно, — советует орнитолог Павел Смирнов. — Доказано, пыль из птичьих фекалий способна заразить человека воздушно-капельным путем. Eсли контакта с «птицами мира» избежать не удалось, помойте как можно скорее руки с бактерицидным средством.
— Я всегда с тревогой смотрю, как малыши собирают букетики перьев и несут их своим мамам, — сокрушается Т.В. Салова. — Ведь это перо побывало на свалке.
В интернете можно узнать о так называемых кроухантерах («crow» по-английски «ворона»). Это те, что воюют с воронами с помощью пневматики. Попросту говоря, кроукиллеры. Они тоже считают себя санитарами, убивая ворон из спортивного интереса. И никакой закон им не помеха. Занятие это с душком. Кстати, история знает факты азартной охоты на ворон, которой не гнушались даже венценосный царь Николай II и писатель Иван Тургенев. Как бы то ни было, но это сигнал: среда обитания человека нуждается в защите от неумеренно расплодившихся птиц. И лучше, если борьба за чистоту и безопасность этой среды будет бескровной. Тем более, на особо охраняемой природной территории.
КОГДА ВEРСТАЛСЯ НОМEР.
В одном из магазинов «Магнит» кассир предложила мне купить батон черствого хлеба: «Покормите голубей, они ведь живые.»
А как, по-вашему, можно уживаться с пернатыми в городе?