Внимание, вас снимает МКС: в Волгодонск прибыла экспедиция «Эковолна», за работой которой следили из космоса
Сегодня утром в Волгодонск прибыла уникальная экспедиция «Эковолна», которая проходит по рекам России на экологически чистом катамаране на солнечных батареях. Экипаж завершил нашим городом свое научно-исследовательское путешествие. Когда катамаран пришвартовался, горожане, студенты и журналисты смогли сами посетить судно и пообщаться с членами команды.
В 2018 году экспедицией «Эковолна» был установлен рекорд самого протяженного речного маршрута на солнечной энергии — 5987 км от Балтийского до Каспийского моря без капли бензина. Организаторами мероприятия выступила АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», а руководителем проекта и капитаном экспедиции «Эковолна» стал директор АНО НЦИКС Евгений Казанов.
Именно Евгений Валерьевич и еще 7 членов экипажа встречали нас на катамаране сегодня, благодаря тому, что в этом году Экспедиция продолжила свою профориентационную, исследовательскую и просветительскую деятельность при участии Московского государственного университета, Института Географии РАН, Астраханского государственного университета и прошла по маршруту: Волга — Волго-Донской канал- Дон-Цимлянское водохранилище.
Основными задачами экспедиции было продвижение экологических современных технологий на водном транспорте, а также проведение профориентационных мероприятий для школьников в населенных пунктах по маршруту. На протяжении месяца длилась эта экспедиция и на борту судна также находились гидрологи, которые отбирали пробы воды Донского бассейна, чтобы потом определить гидрохимические показатели, брали анализы на биогены. На данный момент гидрологи уже сошли с судна, а все взятые в Дону пробы отправлены на экспертизу в Москву и до конца этого года мы, наверное, узнаем много нового о нашей воде.
Также по ходу маршрута велось изучение солнечной радиации, энергоэффективности комплексной энергоустановки катамарана, исследование береговой инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
Итак, судно, которое сегодня весь день пришвартовано у набережной (в районе ТРЦ) — это первый катамаран на российских солнечных элементах, который построен в Санкт-Петербурге АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» специально для экспедиции «Эковолна». Корпус судна произведён в Санкт-Петербурге. Энергетическая установка судна российского производства: солнечные панели произведены компанией «Хевел» (Новочебоксарск), аккумуляторы – компанией «Лиотех» (Новосибирск), электроника – «Микроарт» (Москва). Разработчиком технологии солнечных элементов и модулей является «НТЦ тонкопленочных технологий в энергетике».
Экспедиция стартовала в июле месяце в Астрахани и за это время было пройдено более 2000 километров (Харабали, Ахтубинск, Волгоград, Калач-на-Дону и Волгодонск). На разных отрезках маршрута команда частично менялась.
За этот месяц (с 30 июля) случались и нештатные ситуации, было даже садились на мель, но благодаря поддержке и сопровождению Речного флота, удалось все преодолеть: они нас очень бережно вели, помогали, оперативно информировали, — делится впечатлениями координатор экспедиции Ульяна Любцова. — Солнечные батареи нас тоже ни разу не подвели! Современные технологии идут вперед и мы своей экспедицией каждый день доказываем, что путешествие, работа, исследования могут быть экологически чистыми: на борту катамарана установлены батареи, есть аккумуляторы, которые можно включать в темное время суток, при непогоде — и могу с уверенностью сказать, что нам не только хватило энергии на обслуживание своего судна (моторы, бытовые приборы, зарядные устройства гаджетов, пылесосы, холодильник…), но и осталось, то есть мы можем этой солнечной энергией делиться!!!
Самой юной участницей экспедиции стала 12-летняя умница и красавица из Москвы Настя Подобедова. Девочка на борту катамарана выполняет обязанности судового оператора — снимает фото и видео с самого первого дня экспедиции. Как можно в 12 лет попасть на «Эковолну» она рассказала с удовольствием:
Дома, в Москве, я учусь в Ангеловской школе и также занимаюсь в ЦДЮТ для строительства лодок и подготовки команд к соревнованиям «Солнечная регата» уже три года. Мои родители также как и я неравнодушны к лодкам и всему, что связано с водными путями, поэтому я тоже заболела. В ближайших планах — начать заниматься парусным спортом в яхт-клубе. Хочу и дальше продолжать снимать на камеру различные мероприятия и интересные события, хочу быть журналистом. Эта экспедиция открыла для меня новые города, новые места, их историю и особенности; научилась готовить — ведь здесь на борту каждый член экипажа по очереди заступает в дежурства, в том числе и по приготовлению пищи. В прошлом году я уже участвовала в экспедиции «Эковолна», но только лишь неделю из Волгограда до Астрахани. В этом году мне очень повезло!
Капитан экспедиции Евгений Казанов рассказал, что очень удивился, когда познакомился с представителями нашего клуба моряков-подводников (именно клуб помог организовать встречу экспедиции), увидел нашу парусную школу — он просто не ожидал, что в Волгодонске это направление есть и даже очень развито.
По его словам одним из многочисленных партнеров проекта является Институт географии РАН и поскольку они проводят исследования Цимлянского водохранилища и реки Дон, Волгодонск также появился в маршруте:
Так что нас с вами сейчас фотографируют из космоса с МКС: одновременно с исследованиями на воде, проходит исследование и сверху! В эту экспедицию на борту от этого института было три ученых, которые брали пробы воды, проводили исследования. Благодаря этому сотрудничеству у нас есть исследования Цимлянского водохранилища, начиная с 2001 года, включая съемки с МКС этого участка. Мы видели, как меняется цвет и одна из причин, почему мы прибыли сюда в августе — бурное цветение, мы как раз хотели изучить природу этого цветения… Лаборатория Географического факультета МГУ им. Ломоносова также наши партнеры — снабдили нас специальными датчиками и мы на протяжении экспедиции фиксировали еще и температурные показатели… Множество научных статей и результатов научных исследований, которые станут результатом нашей экспедиции, появятся до конца этого года, — поделился Евгений Казанов.
Что ж, экспедиция практически завершена, уже завтра команда покинет Волгодонск и отправится по домам, а вот катамаран будет зимовать в нашем яхт-клубе до следующего года. Так волнительно, ведь Волгодонск отныне вписан в историю научной экспедиции «Эковолна» и станет зимним пристанищем для ее главного героя — уникального катамарана на солнечных батареях.