Категории Главная темаНовостиОбразование

Волгодонск — «Территория развития» и равных возможностей для всех детей

31.01.2020

30 января в лицее №24 состоялось крупное мероприятие общегородского и даже областного значения: на открытой общественной площадке «Особенные люди. Мир без границ» собрались представители руководства города, руководители и члены общественных организаций, директора школ и заведующие детскими садами… Целью было не просто обсуждение вопросов поддержки «особенных» деток — с особенными возможностями здоровья и детей-инвалидов, но и знакомство с передовыми технологиями, которые активно внедряются в разных учреждениях нашего города, а также поиск путей решения существующих проблем. А еще в 24-м лицее была торжественно открыта особенная «Территория развития» — специальный кабинет для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Зрелое общество — значит ответственное

В своем приветственном слове глава администрации Волгодонска Виктор Мельников отметил, что в нашем городе более 12 000 человек являются инвалидами, из них 436 — это дети-инвалиды.

Основной показатель зрелости общества — это отношение этого общества к инвалидам. Общество, которое не понимает ответственности за этих людей — или что-то недопонимает, или отстало в развитии. Да, безусловно, в Волгодонске для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья делается немало, но забота об этих детях — та сфера, где наши усилия, сколько бы их не прилагалось, всегда будет требовать особого внимания, — отметил Виктор Мельников.

Виктор Павлович особо поблагодарил общественные организации и партию «Единая Россия», которые действительно помогают делом, инициативами и результатами:

Можно предоставить средства реабилитации и создать условия инклюзивного образования в школе, но если рядом, за партой, на улице нет доброго слова, доброго отношения к этому ребенку, то остальное уже не будет иметь никакого значения. Но далеко не все знают, что делается для поддержки семей с детьми-инвалидами, не знают, куда обращаться за поддержкой. Поэтому наша задача — сделать так, чтобы дети с инвалидностью не чувствовали каких-либо ограничений, а росли со своими сверстниками, имея одинаково равный доступ к медицинским услуга, образованию, имели полноценный досуг, а для этого мы должны рассказать всем, где в нашем городе есть возможности для этого!

Забота — в приоритете

Одна из приоритетных задач работы администрации города Волгодонска — создание специальных условий для обучения, успешной социализации, эффективной самореализации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами. На сегодняшний день в городе проживает 12 125 человек с ограниченными возможностями здоровья, из них: 943 – инвалиды 1-й группы; 6 414 человек – инвалиды 2-й группы; 4 332 человек – инвалиды 3-й группы и 436 – дети-инвалиды, — сообщила начальник управления образования Татьяна Самсонюк. В своем докладе Татьяна Анатольевна поделилась с жителями города успехами и проблемами в вопросе инклюзивного образования. В Волгодонске получают образование 26 080 детей от 1,5 до 18 лет: 128 детей — инвалиды, 968 — дети с ОВЗ, 298 — дети с ОВЗ и инвалидностью.

В нашем городе работает два учреждения областного подчинения: волгодонская специализированная школа-интернат «Восхождение» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, школа-интернат №14 для обучающихся с умственной отсталостью. А также 6 школ города заключили договора о сетевой форме реализации образовательных программ с Ростовской санаторной школой-интернатом №24 — для детей с инвалидностью, обучающихся на дому.

«Особенные» дошколята

Татьяна Анатольевна отметила, что для наиболее успешной адаптации и социализации особенных деток важно раннее выявление проблем и оказание им своевременной помощи. В нашем городе высококвалифицированные специалисты центра психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» и городской психолого-медико-педагогической комиссией начинают сопровождение детей с самого раннего возраста, так сказать определяют образовательный маршрут ребенка: образовательную программу и виды помощи и специалистов, в которых каждый конкретный ребенок нуждается. Они же устанавливают статус ребенка с ОВЗ.

Например, в 2019 году в эту комиссию обратились родители 691 ребенка: для более 500 из них определены адаптированные образовательные программы.

Образование для «особенных» детей начинается, в принципе, как и у всех остальных — в дошкольных учреждениях. В текущем году в детских садах города работает 59 групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и с детским церебральным параличом: эти группы посещает 781 ребенок.

Самой же востребованной является логопедическая группа: 653 ребенка.

В детском саду «Тополек» (11 групп, 158 детей), и еще в 19 садах города открыты 34 логопедические группы. С каждым годом таких групп становится больше — есть такая потребность.

Вот уже больше 30 лет детский сад «Парус» работает с детками с задержкой психического развития, умственной отсталостью различной степени, расстройствами аутического спектра, осложненными генетическими и другими заболеваниями… В этом году здесь работает 7 групп компенсирующей направленности, в том числе 2 группы кратковременного пребывания для 75 воспитанников. В каждой группе работает 3 специалиста: 2 воспитателя и учитель-дефектолог.

К сожалению, отмечается рост числа детей с задержкой психического развития. По словам Татьяны Самсонюк в связи с этим в этом году в детском саду «Журавлик» открыты 2 группы для 29 деток.

Детский сад «Одуванчик» — единственное учреждение Волгодонского и близлежащих районов для дошкольников с нарушениями зрения и слуха. В декабре 1991 года здесь была открыта и до сих пор функционирует группа для детей с нарушениями слуха (5 человек), а также группа для детей с нарушениями зрения. 11 детей-инвалидов сегодня посещают этот детский сад.

В детском саду «Колокольчик» работает группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (11 детей).

С 2018 года в садах «Тополек», «Парус», «Колокольчик» и «Одуванчик» появился новый специалист-тьютор, в сфере внимания которого дети с повышенной возбудимостью, нарушениями поведения, с проявлениями аутизма, требующего особого внимания со стороны взрослых.

Во всех образовательных учреждениях обучение ведется по адаптированным программам. Контролируется время пребывания детей в детском коллективе. Есть группы полного дня или кратковременного пребывания. Естественно, педагоги работают в тесном контакте с семьями детей, организованы клубы «Родительские встречи», «Познаем мир вместе», «Открытое сердце», речевая школа «Моя мама — логопед».

Специалисты садов также консультируют родителей детей с ОВЗ и инвалидностью.

В группах создают все условия для коррекции недостатков развития, что помогает адаптации детей при переходе на следующую ступень образования — школу.

Аттестат с индивидуальным подходом

В 2019-2020 году в школах города обучается 16 251 ребенок, из которых 188 — в базе данных детей с особыми потребностями, 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и 94 ребенка с инвалидностью, 50 детей с ОВЗ и инвалидностью. Также 44 ребенка с особыми потребностями обучаются на дому.

Опять-таки обучение ведется только по тем рекомендациям, которые выдала психолого-медико-педагогическая комиссия, а если заключения такой комиссии нет, то ребенок обучается по общеобразовательной программе — наравне с остальными детьми.

На данный момент, «особенные» дети есть во всех наших 20 школах. Все педагоги, которые работают с этими детьми проходят специальную курсовую подготовку. По словам начальника управления образования Татьяны Самсонюк, в школах Волгодонска на сегодня есть все рекомендованные специалисты — педагоги-психологи, дефектологи и учителя-логопеды.

Что касается выпуска из школы, сдачи экзаменов, то выпускники с «особенным» здоровьем имеют право добровольно выбрать форму выпускных испытаний. Кроме того, дети данных категорий имеют право на увеличение времени проведения экзамена на 1,5 часа. Подход всегда — индивидуальный. Например, во время экзамена рядом с таким ребенком всегда есть ассистент, который поможет прочитать задание или удобно расположиться за столом, перенести ответы в бланки и т.д. Также есть оборудование для увеличения шрифта…

А вы слышите Музыку добра?

Для «особенных» деток в Волгодонске есть выбор и в получении дополнительного образования. В 19 школах по программам дополнительного образования обучается сегодня 94 ребенка с ОВЗ. В 3-х учреждениях допобразования занимается более 130 детей.

Например, в центре «Радуга» с 2015 года ведется работа по внедрению уникальных педагогических технологий: создана доступная среда, учебные кабинеты оснащены специальным оборудованием, современными тренажерами. «Добро глазами детей», «Нейро-йога: от движения к развитию», сказкотерапия, «Музыка добра», «Уютный кинолог» — эти и другие программы успешно реализовываются здесь. А в 2018 году на базе центра был создан первый в Волгодонске инклюзивный детский театр «Крылья», который в прошлом году подготовил спектакль «Кошкин дом», а в 2020 году, в конце января поставил новый — «Муха-Цокотуха».

В 2019 году в «Радуге» была организована летняя оздоровительная площадка «Особенное детство», где смогли отдохнуть 20 детей с ОВЗ.

Занятия в творческих объединениях «Центра детского творчества» «Волшебный лепесток», «Очумелые ручки», «Казачок» и т. д. посещает 51 ребенок-инвалид и 30 детей с ОВЗ. Эти ребята каждый год принимают активное участие в конкурсах и фестивалях и занимают призовые места! Более 20 лет здесь проводится концерт «Мы учимся жить вместе и у нас получается».

Совместно с региональной общественной организацией родителей детей-инвалидов «Свет добра» в Центре детского творчества ежегодно проводится благотворительный новогодний праздник, где вместе с персонажами новогодней сказки, детки водят хороводы, поют песни, читают стихи.

А на базе Станции юных техников реализуется адаптированная программа индивидуальной подготовки спортсмена-картингиста с особыми потребностями Даниила Терещенко. В секцию картинга мальчик пошел еще в 2010 году дошкольником, а в 2013 году получил свой первый спортивный разряд. Сейчас парень выступает в соревнованиях класса национальной лиги и показывает высокие результаты!

Есть конечно и спортивные учреждения, в которых занимаются и очень успешно дети с ОВЗ и дети-инвалиды. В СШОР №3 есть отделение по плаванию для детей с ОВЗ и инвалидностью: здесь занимается 88 ребят. В прошлом году 6 ребят стали победителями и призерами чемпионатов городского и областного значения.

«Добрая лошадка» и добрые люди

Нельзя не отметить, что в Волгодонске дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья по закону имеют возможность получать социальные бесплатные услуги, как, например, социальное обслуживание на дому или помощь в ведении домашнего хозяйства, а это позволяет маме больше времени проводить со своим ребенком. В прошлом году таких услуг было оказано более 10 тысяч Центром социального обслуживания №1 и некоммерческой организацией «Милосердие». Есть услуга социального такси для доставки по городу. В школах такие дети получают бесплатные горячие завтраки и обеды. А с 1 января 2020 года предусмотрена денежная компенсация на питание детям, которые учатся в школах или на дому.

Некоммерческая организация «Милосердие» адресно поздравляет детей с Днем рождения и вручает именные дизайнерские открытки. При поддержке Ростовской атомной станции и благотворительного фонда «Благодарение» подопечные дети ежегодно с 2012 года получают подарки, адресные поздравления. Также по инициативе и при участии фонда «Благодарение» в Волгодонске был создан детский центр адаптивной верховой езды «Добрая лошадка»: бесплатно, на чистом воздухе и в комфортных условиях проводятся занятия с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам. В 2019 году для 207 детей было проведено почти 1,5 тысячи занятий иппотерапией. И родители, и врачи и педагоги отмечают позитивные изменения с детьми после занятий верховой ездой.

24 лицей — «Территория развития»

30 января в жизни лицея №24 произошло очень важное событие, участниками которого стали не только педагоги и учащиеся этого учреждения образования, но и огромное количество волгодонцев — здесь в рамках проекта партии «Единая Россия» «Особенное детство» торжественным перерезанием красной ленточки глава администрации Виктор Мельников и учащиеся лицея открыли кабинет «Территория развития» для обеспечения условий получения доступного качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом «особенном» кабинете предусмотрены зоны для отдыха и проведения занятий, театральная зона со сценой и кулисами и зона релаксации. Стены здесь украшены рисунками, которые создали педагоги и ученики лицея…

В лицее №24 учится 1700 детей, и чтобы помимо получения качественных знаний, воспитать в детях внутреннюю культуру, сдержанность, терпение, умение дружить, умение заботиться, умение проявлять свою гуманность, в лицее действуют семь программ различной направленности — спортивной и культурной, социально-экономической и профориентационной…

В конце 2019 года мы решили присоединиться к проекту партии «Единая Россия» «Особенное детство», главной задачей которого является создание условий, в которых дети, имеющие ограничения по здоровью, скорейшим образом могли бы адаптироваться к образовательному процессу в обычной школе, — рассказала директор лицея Нина Владимировна Белан. — В нашем лицее сегодня обучается 6 детей-инвалидов и 6 детей с ограниченными возможностями здоровья. Для обучения детей у нас есть все необходимое оборудование. Например, для обучения слабослышащих детей у нас есть частотный передатчик с микрофоном (для учителя) и частотный приемник (для ученика). Специализированное мобильное рабочее место для слабовидящих детей (ноутбук с усилителем и экраном). Есть и прекрасно оборудованный кабинет психологической разгрузки с бассейном, пузырьковой колонной, звездным небом, сенсорным развивающим оборудованием, столиком с подсветкой и песком для рисования и т. д. У нас есть 2 психолога в лицее. А еще каждый ребенок может выбрать себе по душе занятие в 21 кружке дополнительного образования. С открытием в лицее кабинета «Территория развития» ко всем этим мероприятиям добавляется целый комплекс новых: в одном отдельно взятом кабинете ребенок отныне может попасть в мини-актовый зал, мини-учебный кабинет, в маленькую комнату отдыха, релаксации. Этот кабинет будет также полезен всем ученикам лицея, но вот для детей с особенными потребностями, польза будет многократно больше: ребенку не нужно ходить в разные кабинеты по длинным коридорам и искать нужный ему в закоулках огромного здания 24-го лицея, а здесь в одном кабинете может заняться поэзией, общаться, лепить и вышивать, отдохнуть, позаниматься…

Наличие детей с особенностями здоровья в детском коллективе дает возможность другим детям в своем детском возрасте совершать почти взрослые поступки: оказать помощь тому человечку, который в ней очень нуждается; позаботиться о другом человеке; они могут проявить свое человеческое благородство. Дети это делать могут и хотят, — говорит Нина Белан.

Кабинет «Территория развития» в лицее №24 открыли торжественно и красиво. Учащиеся лицея, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, показали гостям мини-спектакль «Мы вместе», спели дружно и трогательно. По словам Виктора Мельникова, и с ним согласны многие, волгодонцам есть над чем работать и всегда будет, но благодаря неравнодушным людям с большим добрым человеческим сердцем, удается с каждый годом достигать большего, преодолевать трудности, вместе, шаг за шагом, с любовью к городу и всем живущим в нем детям.