Семь героев Сталинграда
01.02.2020
2 февраля Россия отмечает 77 годовщину победы в Сталинградской битве, изменившей ход Великой Отечественной войны, а вместе с ней — истории всего ХХ века. Официально он называется Днем воинской славы России. Медалью «За оборону Сталинграда» было награждено почти 760 тысяч человек. 125 воинов за боевые подвиги во время Сталинградской битвы удостоены звания Героя Советского Союза. Именами многих из них названы улицы в современном Волгограде. Рассказать о каждом из них в одной статье невозможно. Но среди них были представители самых разных национальностей. «РГ» вспоминает семерых героев — сынов разных народов.
1. Яков Павлов, русский
Все, кто когда-либо был в Волгограде или читал о Сталинградской битве, знают про легендарный «Дом Павлова». Дом-крепость, дот-твердыня, ставший одним из символов города. Он и сегодня стоит в центре Волгограда — обычная четырехтажка, в которой по-прежнему живут обычные люди… Одним торцом он вписан в ансамбль площади Ленина, украшен рельефом. Другим выходит на улицу Советскую. Там находится мемориальная табличка с именами 24 защитников дома, принявших участие в обороне. Но по воспоминаниям одного из них, лейтенанта Ивана Афанасьева, одновременно в «гарнизоне» дома было не больше 15 человек.
Четырехэтажка на улице Пензенской в Сталинграде, в нескольких сотнях метров от берега Волги, была «господствующей высотой» в этом районе, тактически важной и для немецкого, и для советского командования — он был «ключом к Волге», как назвал его Иван Афанасьев. Перед гвардейцами 13-й дивизии генерала Родимцева стояла задача любой ценой захватить его и удерживать. Штурмовать его пошла целая рота, в живых осталось только четверо. Четверо бойцов отражали атаки, пока к ним не подошло подкрепление.
Долгое время считалось, что дом Павлова обороняли 24 героя девяти национальностей. 25-го — калмыка Горю Бадмаевича Хохолова — «забыли», вычеркнули из списка защитников после депортации калмыков. Все свои военные награды он получил после войны и после депортации. А его имя как одного из защитников Дома Павлова было восстановлено только 62 года спустя.
Из защитников того дома звание Героя Советского Союза получил только сержант Яков Павлов.
История «Дома Павлова» легла в основу сюжета фильма Федора Бондарчука «Сталинград».
2. Михаил Паникаха, украинец
Героя Советского Союза Михаила Паникаху называют «Сталинградским Данко». Он воевал в 193-й стрелковой дивизии. По воспоминаниям командира дивизии Смехотворова, их позиции «атаковали одновременно больше 70 немецких танков. Семь из них прорвались к переднему краю 883-го полка и стали крутиться над окопами». Тогда рядовой Паникаха, бывший морпех, взял бутылки с зажигательной смесью и пополз к головному танку, и уже замахнулся для броска, когда бутылку разбила случайно попавшая в нее пуля. Воспламенившаяся жидкость облила бойца — голову, плечи, грудь.
По воспоминаниям очевидцев, Паникаха горел, как факел. Он все-таки догнал немецкий танк, прыгнул на него и разбил вторую бутылку над двигателем машины. Танк загорелся. Паникаха погиб.
За этот подвиг он был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1990 году, к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как раз успели до развала Союза…
3. Нуркен Абдиров, казах
Летчик Нуркен Абдиров провел на фронте всего 52 дня, погиб 18 декабря 1942 года.
Нуркен Абдиров родился в безымянном степном ауле в Карагандинской области в Казахстане, позднее семья перебралась в Караганду, отец и старшие братья стали шахтерами. Окончил школу, работал счетоводом в книжном магазине — тянулся к книгам. В то время большой популярностью у молодежи пользовались аэроклубы. В таком клубе Нуркен и стал пилотом.
В армию его призвали в 1940 году, а когда началась война, отправили в военно-авиационную школу в Чкалове (ныне Оренбург). Он стал летчиком-штурмовиком. Штурмовиков на фронте называли «смертниками». Даже штурмовые самолеты строили с запасом прочности не больше, чем на 50 вылетов — больше просто не имело смысла. Нуркен Абдиров успел совершить 16 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил несколько танков и десятки немецких автомобилей.
Последним боевым заданием Нуркена Абдирова было в составе группы из четырех «ИЛов», которой командовал Борис Алексеев, уничтожить немецкие позиции на рубеже Боковская — Пономаревка. Формально это территория Ростовской области, но она входила в границы Сталинградской битвы. Когда самолет Нуркена подбили, он направил свою горящую машину в колонну немецких бензовозов.
Нуркен Абдиров похоронен в хуторе Коньково Вешенского района Ростовской области, а на Мамаевом кургане есть мемориальная плита в память о нем.
4. Ханпаша Нурадилов, чеченец
Чеченец Ханпаша Нурадилов в армию был призван в 1940 году, попал в легендарную дивизию Котовского — ездовым кавалерийского расчета. На фронте оказался с первых дней войны. После отступления с территории Украины «переучился» на пулеметчика. В конце августа 1942 года воевал на подступах к Сталинграду.
В биографии Нурадилова есть пробелы. Так, по одним данным, он погиб в бою 28 августа у станицы Букановской на Дону за высоту 220, которая была господствующей на всем фронте. По другой версии, погиб 12 сентября у города Серафимовича. Но нет сомнений в его подвиге: командир пулеметного взвода, будучи тяжелораненным, Ханпаша не оставил свою позицию и продолжал поливать пулеметным огнем противника, который бросил против него три минометные батареи…
Боевой счет пулеметчика Нурадилова: «920 убитых фашистов, 12 плененных, семь захваченных вражеских пулеметов», — говорится в наградном листе, подписанным Константином Рокоссовским, тогда — командующим войсками центрального фронта.
5. Рубен Ибаррури, испанец
Те, кто «родом из СССР», хорошо знают фамилию Ибаррури. Долорес Ибаррури — лидер коммунистической партии Испании, с 1939 по 1975 год жила в Москве. Рубен Ибаррури, Герой Советского Союза, ее сын, погибший в Сталинграде в 1942 году в возрасте 22 лет.
Рубен оказался в эмиграции раньше матери, в 1935 году, после ее ареста в Испании. Его приютила семья большевиков Лепешинских. На фронт ушел с первых дней войны.
Летом 1942 года лейтенант Ибаррури командовал пулеметной ротой. 23 августа немецкая танковая группировка в районе железнодорожной станции Котлубань (ныне — Городищенский район Волгоградской области) угрожала отрезать Сталинград от основной группировки советских войск. Сдерживать натиск танков выдвинули стрелковый батальон и пулеметную роту, позже должны были подтянуться части 35-й дивизии. Когда погиб комбат, Рубен взял командование на себя, поднял солдат в контратаку. Вражеские силы удалось отбросить. Но Ибаррури был ранен. Его эвакуировали в левобережный госпиталь в Ленинск, там он умер и первоначально был похоронен. Позднее его перезахоронили на Аллее Героев в центре Волгограда.
Звание Героя ему присвоили в 1956 году. Долорес Ибаррури не раз приезжала на могилу сына в Волгоград.
6. Хафиз Фаттяхутдинов, татарин
Капитан Хафиз Фаттяхутдинов, татарин по национальности, вместе с русским летчиком Владимиром Каменщиковым и испанцем Рубеном Ибаррури покоится в Волгограде на Аллее Героев, в самом центре города.
Хафиз Фаттяхутдинов, учитель русского и татарского языков по образованию, на фронт ушел добровольцем. В Сталинград попал уже в звании капитана. Он погиб в бою 14 января 1943 года. За этот последний бой его представили к награде — званию Героя.
«За то, что он в бою под Басаргино, действуя в составе наступавшей XV гвардейской стрелковой дивизии 14 января 1943 года по своей инициативе, взяв с собой орудие и пулемёт с расчётами, всего 10 человек, проехал на фланг, а затем в тыл противника, истребил до 400 вражеских солдат и офицеров, выдержав получасовой бой с силами, превосходившими его силы в 70 раз, положил начало разгрому группировки, угрожавшей остановить наступление советской армии», — написано в наградном листе. Но Героя так и не дали, решили — ордена Ленина будет достаточно.
Указ Президиума Верховного Совета о награждении есть, от 19 июня 1943 года, но саму награду родным так и не вручили. И все равно — герой…
7. Максим Пассар, нанаец
Пожалуй, из всех героев Сталинградской битвы судьба Пассара — самая необычная. Дело в том, что звание Героя и заслуженная награда нашла его, а точнее, его родственников, только в 2010 году. Указ о присвоении звания посмертно подписывал тогдашний президент Дмитрий Медведев. Но присвоить Пассару звание Героя несуществующей страны — СССР — разумеется, было невозможно, поэтому он стал Героем России.
Пассар по-нанайски означает «меткий глаз». Он ушел на фронт добровольцем в 1941 году. Но потомственный рыбак и охотник мечтал о снайперской школе. Его отправили учиться снайперскому делу в 1942 году. После окончания снайперской школы оказался в 117 стрелковом полку 23 стрелковой дивизии 21 армии, с 10 ноября 1942 года переименованной в 65 армию, 71 гвардейскую дивизию.
О Максиме сразу же пошла слава в полку. Он прекрасно видел в темноте, как кошка. Мог часами, не шелохнувшись, сидеть в укрытии. Однажды за две минуты уложил семерых фашистов. С развитием снайперского движения в сентябре 1942 года его назначили командиром отделения снайперов. К октябрю 1942 года Пассар был лучшим снайпером Сталинградского фронта и восьмым в списке лучших снайперов всей Красной Армии.
Максим Пассар погиб 22 января 1943 года. К этому моменту на его счету было 234 убитых фашиста. Немцы называли его «дьяволом из гнезда чертей», издавали обращенные лично к нему листовки с предложением сдаться в плен.
«С утра 22.01.1943 года Пассар в числе других снайперов находился в резерве командира батальона, но когда продвижению нашей пехоты мешали засевшие справа немецкие снайперы, Максим Пассар, не сказав никому ни слова, выдвинулся вперед на «охоту», уничтожив двух немецких снайперов. Максим сам погиб от вражеской пули. Тело Максима было вынесено и установлено в палатке санитарной части», — говорится в донесении начальника политотдела дивизии.
Максим Пассар был награжден двумя орденами Красной Звезды, Героя, несмотря на ходатайства командиров, в войну ему не дали. А в 2009 году старшеклассники средней школы села Найхин — родового села Пассара, написали письмо президенту страны Дмитрию Медведеву о нанайском герое, попросили присвоить ему звание посмертно. Член Общественной палаты журналист Ирина Полникова на одной из встреч с президентом передала ему эту просьбу. Звание Героя России Максиму Пассару было присвоено в апреле 2010 года