Умный Волгодонск — умные маршруты: 24 % городского транспорта не выходит на линии, остальной движется хаотично
«О реализации проектов в городе Волгодонске в рамках проекта «Эффективный муниципалитет» рассказал начальник отдела по развитию производственной системы «Росатом» проектов Ростовской АЭС Сергея Фидий на совещании под руководством губернатора Ростовской области Василия Голубева, которое состоялось в Волгодонске 28 февраля.
История внедрения бережливых технологий «Росатома» началась в Ростовской области еще в 2017 году. Тогда в Волгодонске были реализованы первые в области проекты «Бережливая поликлиника» (детская больницы №2 и медсанчасти №5). Затем, по просьбе министра здравоохранения области Татьяны Быковской было организовано и проведено в 2018-2019 годах обучение более 100 специалистов — руководителей медучреждений городов и районов Дона. В 2019 году реализованы еще три проекта «Бережливых поликлиник» в области. Также в 2018 году в департаменте труда и социального развития Волгодонска реализован пилотный проект «Бережливый город», который уже позволил без дополнительных финансовых вложений увеличить производительность труда.
И вот, начиная с сентября 2019 года, в администрации Волгодонска начал реализовываться проект «Эффективный муниципалитет»: начали с обучения руководителей администрации, создания координационных групп, открытия 13 ПСР-проектов. Это и проект обеспечение школьного питания в школе №24; работа по МФЦ; организация спортивных мероприятий; также «Бережливые поликлиники» (№1, №3, стоматологии, БСМП, горбольница №1); внедрение системы 5С в администрации города; и т.д.
Поскольку главной темой визита губернатора были именно дороги, Сергей Фидий подробно рассказал о проекте «Обеспечение доступности городского пассажирского транспорта в городе Волгодонске».
Этот проект стартовал 5 ноября 2019 года и планируется завершиться 5 марта 2020 года. Основными целями его являются увеличение коэффициента использования вместимости пассажирского транспорта (так как по факту транспорт в городе ходит полупустой) и повышение процента выхода транспорта на маршрут до 90 % (порядка 24 % городского транспорта просто не выходит на линию). А также доступность транспорта для населения — это дополнительный показатель, который выявился в процессе изучения обстановки.
На данный момент в Волгодонске действует 20 маршрутов движения транспорта, при этом количество транспортных средств: троллейбусов — 22, большой и средней вместимости автобусов — 44, малой вместимости — 45. Мы провели анкетирование жителей города, в котором приняли участие 1211 человек и провели мониторинг фактических загрузки транспорта и пассажиропотока. Более 60 волонтеров в течение 4-х дней находились в пассажирском транспорте города и отмечали, сколько входило и выходило пассажиров на всех остановках, охватили все маршруты города, — рассказал Сергей Фидий.
В итоге этого мониторинга выяснилось, что перевозчики в принципе не соблюдают графики движения маршрутов — транспорт движется хаотично. Например, по Морской интервал движения составляет в среднем 1 минуту. Вторая проблема — тоннельная организация транспортной системы — хорошая доступность общественного транспорта лишь на Морской и Строителей. В существующем расписании заложено одновременное пересечение нескольких транспортных средств на одной остановке. На схожих маршрутах работает несколько перевозчиков с транспортом разной вместимости. Проще говоря, маршрутки благодаря своей маневренности и мобильности перехватывают большинство пассажиров у автобусов и троллейбусов. Средняя дневная загрузка автобусов, например 51-го, 20 %, в часы пик — 69 %. И это еще не все обнаруженные проблемы!
Также у нас есть маршруты, в движении которых есть совпадение процентов на 70 % — это троллейбус №3 и маршрутка №52, троллейбус 3А и маршрут №5 и т. д. Фактически в Волгодонске транспорт едет по одному маршруту друг за другом. Нет сквозного сообщения на улице Гагарина, при этом на ней расположено огромное количество важных социальных объектов — детские поликлиники, БСМП. Отсутствует транспортное сообщение с городским кладбищем №3…
Поскольку географически Волгодонск разделен на старую и новую части, то в каждом районе можно выделить по три транспортные артерии: Морская, Горького-Пионерская, Степная (старый город) и Энтузиастов, Маршала Кошевого и Гагарина (новый город). С улицы Морской можно добраться до любой точки города, однако жителям приходится еще преодолеть большой расстояние до самой Морской, чтобы сесть на транспорт. А вот улица Горького является центральной в географическом смысле, однако с нее можно уехать раз в полтора часа.
Что же было предложено?! Увеличить интервалы движения транспорта по Морской до 2 минут 20 секунд, по улице Горького — до 3 минуты 25 секунд, а по улице Степной, где сегодня вообще нет сообщения, будет интервал в 6 минут. И вот эти интервалы должны быть железно закреплены. А еще с любой магистрали старого города можно будет попасть на любую магистраль нового и наоборот. Предлагается закольцованный на АБК «Атоммаша» новый маршрут. Новая схема обеспечит транспортную доступность микрорайона Старосоленый, кладбища №3, улицы Волгоградская, районов В-16, В-5, В-3, В-12, В-15, Красный Яр и т. д., а еще два «рабочих» маршрута в часы пик по доставке людей в промзону «Атоммаш». Еще планируется внедрить скоростной маршрут через весь город. И прийти к 29 маршрутам в городе.
Надо напомнить, что в СМИ уже разместили все разработанные маршрута для обратной связи с жителями. После анализа всех полученных вопросов, претензий, пожеланий, маршруты будут доработаны и внедрены.
Есть еще и следующий этап — цифровая платформа «Умный город»: все транспортные средства будут обеспечены системой ГЛОНАСС, средствами безналичной оплаты проезда. Также будет создан информационный портал, доступный для мобильных приложений с актуальным расписанием маршрутов.
И надо отметить, что все эти ПСР-проекты реализуются при непосредственном участии сотрудников госкорпорации «Росатом».
Василий Голубев добавил, что на сегодня до 25 % составляют потери — если сравнивать существующую наличную оплату с безналичной. И по его словам, очень многие перевозчики не хотят внедрения безналичной системы. Но эту задачу нужно решать и продвигать всеми способами. А также он поинтересовался, почему на линии Волгодонска не выходит 24 % транспорта: это реально поломанные машины или просто отстаивающиеся, которые берегут. Сергей Фидий ответил коротко: «Это тот транспорт, который не выходил на линии по каким-то причинам…». Еще Василий Юрьевич очень удивился таким странным интервалам движения транспорта в нашем городе: у некоторых 1 минута, у каких-то 6, а где-то и вовсе 1,5 часа:
Есть определенная часть территорий, маршрутов и улиц, где мы просто обязаны быть. Есть в конце концов правила и нормативы… Когда окончательно внедрите ГЛОНАСС, вы увидите все эти разрывы. Мы уже купили троллейбусы, автобусы, сейчас вот снова автобусы на газомоторном топливе, и это значит, что муниципалитет должен формировать заказ от жителей и гарантированно его выполнять, — обратился губернатор к Виктору Мельникову.
А еще посоветовал нашему городу «найти любые формы взаимодействия и затаскивать в Волгодонск новые «бережливые» технологии «Росатома», потому что они будут касаться просто самочувствия жителей города». И заверил глав муниципальных районов, прилегающих к Волгодонску, что все эти наработки будут также внедряться в районах.
В завершении совещания о проекте оптимизации маршрутной сети нашего города рассказал главный инженер ООО «ЛаМакс СТУДИО» Александр Козорезов. Он напомнил, что еще в 2018 году компания подготовила и представила администрации Волгодонска «Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Волгодонска», которую удалось создать после тщательного анализа транспортных потоков города, работы по моделированию и оценки загрузки дорожной сети. Мероприятия программы, в которую входит и строительство новых дорожных узлов-развязок, оснащение новыми технологиями дорог города, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог, локальные реконструкционные решения по движению для уменьшения количества ДТП, сооружение велосипедных дорог и маршрутов, и т. д. — рассчитаны на 15 лет и по предварительной оценке финансирования стоимость всех работ может составить до 9 миллиардов рублей…
Глава администрации Виктор Мельников отметил, что данная программа поступила в администрацию и уже некоторые предложения претворены в жизнь, например, создание велодорожки через путепровод.
Пассажирский транспорт Волгодонска, по моим сведениям, только в прошлом году перевез около 9 миллионов человек. Значительная часть населения города и прилегающих территорий пользуется общественным транспортом. Для вас работа с качественным комплексным изменением транспортного обслуживания является приоритетной, — обратился губернатор Василий Голубев к главам муниципальных образований и районов. — Эта работа на много-много лет вперед и не делается мгновенно. Но она всегда воспринимается населением, если оно видит изменения.