Посмотри на моих бойцов
Число фотографий фронтовиков, загруженных в рамках проекта «Дорога памяти», приближается к миллиону
К 75-й годовщине Великой Победы на территории храмового комплекса в парке «Патриот» (Московская область, 55 км Минского шоссе) откроют удивительный мультимедийный музей.
Главный храм Вооруженных cил России в парке «Патриот». На территории комплекса создается галерея «Дорога памяти»: здесь разместят десятки миллионов фотографий героев войны. Фото: Предоставлено парком «Патриот»
В галерее у Главного храма Вооруженных сил России не только прочитаем фамилии фронтовиков — мы увидим их лица.
На момент написания материала на сайте doroga.mil.ru загружено более 900 тысяч фотографий героев: фронтовиков, партизан, ленинградцев-блокадников, а также людей, работавших в войну на оборонных предприятиях.
Нужно ли торопиться загрузить снимок деда-героя до открытия мультимедийного музея или это можно сделать и позже? Этот и другие вопросы я задал начальнику отдела военных средств массовой информации Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ полковнику Эдуарду Масловскому.
Эдуард Геннадьевич, статистика просто поражает. Когда загружал снимок своего деда-фронтовика — на сайте было 650 тыс. снимков. Через неделю — уже 850 тысяч.
Эдуард Масловский: Бывают дни, когда поступает больше 30 тысяч фото. Помимо фотографий с сайта идет сбор информации и изображений из оцифрованных военных архивов. Собираем данные из военкоматов по месту жительства героев.
У проекта есть зарубежный аналог?
Эдуард Масловский: Проект наш, отечественный, полностью оригинальный. Проводит минобороны, автор идеи — министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. «Дорога памяти» — это продолжение огромной работы по оцифровке архива минобороны. В единой базе данных почти 30 млн записей о солдатах и офицерах Красной армии.
Сколько можно разместить фотографий в галерее у Главного военного храма? И когда дедлайн?
Эдуард Масловский: Ограничений нет: ни по количеству изображений, ни по времени, фотографии можно присылать и после 9 Мая.
Центральный академический театр Российской армии: пункт приема документов для «Дороги памяти». Фото: РИА Новости www.ria.ru
Что будет, если фотографию героя попытаются загрузить его родственники из разных уголков страны?
Эдуард Масловский: Система позволит разместить на сайте несколько фотографий. Но модерация, безусловно, будет. Минобороны для этого привлекло IT-специалистов. Обратите внимание: на сайте также есть возможность загрузить копию фронтовых писем. Это трогательный момент: сейчас, когда эпистолярный жанр уходит в прошлое и слово потеряло былую яркость, особенно трепетно воспринимаются строки из фронтовых писем. Многие семьи бережно хранят такие письма — и вот появилась возможность навечно все сохранить.
Людей старшего возраста слова «оцифровка» и «загрузка» пугают.
Эдуард Масловский: Я бы посоветовал сначала воспользоваться поиском в базах данных Минобороны России. Да и сам сайт «Дорога памяти» создан так, что с его помощью возможно искать в других общедоступных базах. Я так делал сам: вписал фамилию, имя и отчество своего героического родственника, кликнул «Искать в базах минобороны». Система выдает карточку, ее можно прикрепить, сделать ссылку. Там все просто и логично. Видишь «Заполнение полей информацией о Герое войны» — заполняешь. Но если все-таки сложно, то можно воспользоваться услугами специалистов на одном из пунктов оцифровки.
Президент в воскресенье в Пскове был на одном из таких?
Эдуард Масловский: Да, это пункт на территории 104-го гвардейско-десантного штурмового полка 76-й воздушно-десантной дивизии. У нас в округах при воинских частях, в Домах офицеров развернуто порядка 500 таких пунктов. Плюс они есть практически во всех отделениях «Почты России». В Москве — на ВДНХ, во многих ведущих столичных вузах. Сейчас прорабатываем интересный проект: через представительства Россотрудничества такие услуги будут оказаны соотечественникам за рубежом.
Из-за границы фото уже присылали?
Эдуард Масловский: Из Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Эстонии. И даже из дальних уголков планеты: из Аргентины, Нидерландов (по линии МИД).
По поводу требований к фотографиям ветеранов. Можно ли расцвечивать черно-белые?
Эдуард Масловский: Для нас это не имеет значения. Родственники представляют разные фотографии, в том числе и расцвеченные.
Каким увидят героев той страшной войны наши потомки — сейчас зависит от нас. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Обязательно фотография? Рисунок или коллаж допустимы?
Эдуард Масловский: Допустимы, но только персональная фотография, иначе не понятно, о каком человеке идет речь. Лично я бы использовал максимально аутентичные снимки, а не отрисованные фотографии. Но все — на ваше усмотрение
Размер галереи в парке «Патриот» описан в шагах: их 1418, то есть порядка одного километра в длину. Огромный комплекс. Как среди миллионов снимков найти своего деда?
Эдуард Масловский: Переводить шаги в метры и километры мы не будем, поскольку шаги имеют важное смысловое значение — по числу дней Великой Отечественной войны. Да, галерея огромная. Найти своего воевавшего родственника можно будет при помощи сенсорной интерактивной панели: набираете фамилию, имя и отчество — и все высветится на большом экране.
Главный храм Вооруженных cил России в парке «Патриот». На территории комплекса создается галерея «Дорога памяти»: здесь разместят десятки миллионов фотографий героев войны.
Текст: Игорь Елков