Категории НовостиОбразованиеРоссийская газета

Новое в образовании

28.01.2021

По следу Колмогорова

При вузах создаются спецшколы для одаренных детей

Текст: Александр Емельяненков

Шестьсот миллионов рублей на три года, — такую субсидию могут получить ведущие университеты России на создание при вузах школ-интернатов для одаренных детей. Субсидия будет выделена победителям конкурса, о проведении которого объявило министерство науки и высшего образования РФ.

Как сообщается на сайте ведомства, прием заявок — с 25 января по 25 февраля 2021 года. Участвовать могут вузы двух категорий — «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», а также ведущие классические университеты страны.

Другое непреложное условие — разработанная в вузе программа развития специализированного учебного научного центра (СУНЦ) предусматривает обучение не менее 250 человек и проживание в интернате не менее 100 обучающихся.

Победители конкурса будут объявлены не позднее 25 марта.

Среди уже существующих и наиболее известных в России СУНЦ — Школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, которая ведет отсчет своей истории с 1963 года, сейчас функционирует на правах факультета и реализует программы среднего общего образования с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии, информатики.

Практически одновременно со школой Колмогорова в Москве была образована Физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете, которая теперь носит имя своего основателя академика М. А. Лаврентьева. С юных лет здесь обучают талантливых мальчишек и девчонок, проявивших особые способности и интерес к естественным наукам.

Всего в России на этот день известно четыре образовательных учреждения с подобным статусом. Помимо двух уже упомянутых, это СУНЦ при Уральском федеральном университете и Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева Санкт-Петербургского госуниверситета.

Гражданин растет за партой

В каких школах появятся советники по воспитанию

Текст: Ксения Колесникова

Минпросвещения РФ и Российское движение школьников объявили старт конкурса «Навигаторы детства», который позволит отобрать кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов.

Пилотными регионами станут Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, а также город Севастополь и Ставропольский край. Новые вакантные должности будут официально введены в штатное расписание школ в этих регионах уже с 1 марта. По словам министра, ставка советника директора по воспитательной работе составит 0,2% ставки педагога. Доплата составит 15 тысяч рублей.

— Это одна из важных частей нашей работы по воспитанию. Главная задача — чтобы школьник мог делать осознанный выбор, знал историю, уважительно относился к сверстникам, родителям, учителям, — сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Принять участие в отборе смогут все, кто имеет педагогический опыт, без ограничения по возрасту и стажу работы. Результаты конкурса объявят не позднее 21 марта 2021 года. Всех участников ждет этап онлайн-тестирования на сайте Корпоративного университета РДШ, и те, кто покажет лучшие результаты, будут приглашены на финальный этап — собеседование. Повысить квалификацию советников директоров по воспитанию поможет МДЦ «Артек»: победители конкурса смогут пройти специальную программу с марта по август 2021 года. За это время планируется обучить 2500 человек.

В России откроется первый Центр эмоционального образования

Текст: Мария Агранович

С 1 сентября 2021 года в России откроет свои двери необычная школа — первый в России Центр эмоционального образования. Случится это в Томской области.

Именно здесь 25 лет назад в Губернаторском Светленском лицее детей стали не только учить математике, физике и другим привычным предметам, но развивать внутренние эмоции. Лицей, до сих пор работавший в небольшом здании переоборудованного детского сада, переедет в большое просторное здание и станет Центром эмоционального образования. Директор — народный учитель Александр Сайбединов — за свою авторскую методику «Путь к не такой школе» несколько лет назад получил правительственную премию, а лицей стал Федеральной инновационной площадкой.

Суть в том, что в Светленском лицее «перекроили» учебный план в пользу творческих предметов. Изменили содержание образования, ввели художественно-эстетический блок, без которого школа становится «невкусной». Здесь вам и философия, и музыка, и театральные уроки, и изобразительное искусство — директор сам прекрасный художник. И если в обычной школе 95 процентов предметов — общеобразовательные, и лишь 5 — творческие, то в лицее у Сайбединова творческих занятий до 20 процентов.

— Во всем мире идет дискуссия о значении предметов художественно-эстетического цикла, о творчестве, о важности развития творческого мышления в школе, — говорит Александр Геннадьевич. — Идет нарастающая волна внимания к еще нераскрытым ресурсам творческих возможностей человека на фоне технического прогресса, породившего искусственный интеллект. Только системное творческое развитие человека способно уравновесить нарастающий дисбаланс ресурсов искусственного и так называемого «биологического», человеческого интеллекта.

В Светленском лицее «испытано на себе»: творчество «подтягивает» вверх точные науки. Стоило только увеличить время на творческие предметы, как выросла успеваемость по математике и не только по ней.

— Ценность искусства пока еще не понята и не востребована в полной мере институтом школы, творческие предметы все еще находятся на «задворках» учебных программ, — считает Александр Сайбединов. — Но уже в ближайшее время творчество, уверен, станет одним из ведущих приоритетов образования. Только школа сохранит современную цивилизацию, но только это уже иная школа и иное образование, не отвергающее творчество, а выходящее из него — эмоциональное образование.