Категории Актуальные вопросыГлавная темаНовости

«Новые грабли? или Жизнь покажет!» Депутаты выяснили особенности перехода Волгодонска на новую схему транспортного обслуживания

02.09.2021

Один из вопросов, которые обсуждали депутаты города на постоянной комиссии ЖКХ 31 августа — работа общественного транспорта, переход на новую схему его движения и контролю за исполнением перевозчиками договорных обязательств. А если коротко, словами депутата округа №17 Дмитрия Якушкина, то «не наступаем ли мы на новые грабли?»

Корреспондент «ВП», присутствовавший на заседании, понял, что наши читатели знают о транспортной реформе в городе уже больше, чем народные избранники. И поэтому будет заострять внимание в статье преимущественно на новых для себя и горожан фактах.

Докладчиком по вопросу был начальник отдела по организации транспортного обслуживания Департамента строительства и городского хозяйства Роман Тихомиров (на фото). Он напомнил, что сейчас в Волгодонске 9 разных местных перевозчиков работают на 20 городских маршрутах общественного транспорта. Ни один из них (кроме МУП «ГПТ»), не согласился участвовать в новом конкурсе, срок действия которого — пять лет, начиная с 1 октября 2021 года.

Роман Витальевич признал: нынешние перевозчики допускают факты срыва и невыхода на линию. Волгодонцы обеспечены автобусами и маршрутками не более, чем на 70%, троллейбусами — на 87,9%. Основная причина — кадровый голод, элементарно не хватает водителей. Конечно, претензионная работа заказчиком ведётся, только за 7 месяцев этого года составлено 948 актов.

Но на этом меры исчерпаны, если не считать расторжения контракта: с 2016 года из закона упразднена статья о наказаниях, применить к нарушителям штрафные санкции невозможно. Обнадёживает только то, что «им недолго осталось», через месяц «старички» уйдут с маршрутов, и всё должно измениться в лучшую сторону.

Такая фактура не могла не обеспокоить депутатов. Посыпались вопросы: почему волгодонские транспортные компании не участвовали в конкурсе, насколько готов новый перевозчик из Ростова работать на нашем рынке, как будет производится оплата за льготные категории пассажиров и другие.

Условия. Как выяснилось, местных перевозчиков не устраивали условия, прописанные в конкурсной документации для претендентов. Администрация города хотела, чтобы машины, которые повезут волгодонцев, были технически исправны и имели божеский вид (сиденья без порезов, салоны без ржавчины, полы ровные и так далее). Претендентам это не понравилось и они пожаловались на якобы завышенные требования в Антимонопольную службу. Хотя, положа руку на сердце, надо признать, что 30% работающей сейчас техники морально устарела. Состоялось целых три разбирательства с участием ФАС. Время ушло.

И поэтому новую схему запускают не 1 марта, как планировали власти, а 1 октября. Но с требованиями заказчика. Кстати, условиями договоров с перевозчиками теперь предусмотрены штрафные санкции по неисполнению обязательств, что позволит обеспечит работу подвижного состава по графикам и установленному расписанию.

Оплата. Расчёт с подрядчиками зависит от пробега. Сколько проехал, столько и получил. Был в простое — не заработал. Подрядчику компенсируется выпадающей (из-за перевозки льготных категорий граждан) процент доходов.

Компенсация не фиксированная, производится по факту. Речь только о троллейбусах и автобусах, поскольку в маршрутках не делают скидку на льготы пассажиров.

В 2020 году в Волгодонске ведена социальная карта, что дало возможность посчитать не просто объём льготных поездок, но и количество льготников, пользующихся транспортными услугами. В будущем, при подключении к электронным базам, появится возможность видеть также категории льготников — региональные они или федеральные, сколько их каким маршрутом пользуются.

Техника. По условиям контрактов на линии Волгодонска должна выйти транспортные средства «в возрасте» не старше 13 лет. В случае поломки предоставляется резервная техника, которая может быть и более раннего года выпуска. Ежегодно перевозчики должны обновлять свой подвижной состав, в дальнейшем машины старше 15 лет должны выбывать из система обслуживания волгодонцев.

Интервалы движения. Как их контролируют, интересовался депутат Евгений Антонов: «На маршрутах то густо, то пусто». Оказывается, сейчас не представляется возможным делать это централизованно. Поскольку, согласно контрактам от 2011 года, на маршрутах работают по 2-3 перевозчика. Например, маршрут №51 обслуживают четыре разных компании, 11 единиц техники. И Коля не знает не знает, что Петя не вышел на линию… Так и получается либо провал, либо скопление машин.

«С введением новой схемы сумбура не должно быть. Графики разработаны так, чтобы транспорт не скапливался. Мы встречались с руководством фирм, выигравших контракты, вели переговоры, препятствий для нормальной работы нет», — ручается Роман Тихомиров, хотя не исключает, что первое время, в период откатки схемы, возможны различные нюансы и добавляет: «А если не дай Бог что, предусмотрены санкции — штраф от 5 тысяч рублей».

Расписание. Участвовавший в заседании комиссии представитель Общественной палаты Борис Меренков спрашивал, будут ли к 1 октября установлены остановочные комплексы на 17 новых маршрутах, будут ли на них размещены маршруты и расписание. «Человек должен знать как уехать и сколько ждать. Неважно где он находится. Важно, чтобы была информация о том, во сколько придет автобус, с конкретным временем — а не интервалами движения».

Докладчик ответил, что окончательно утверждённое расписание появится с января следующего года, а пока будет проходить его обкатка. Конечно, на местах посадки-высадки появятся павильоны, информационные табло, а также заработает его электронная версия. Но 2-3 месяца могут быть нестыковки, к этому горожане должны быть готовы и относиться с пониманием.

Заместитель председателя Думы Игорь Батлуков предложил ДСиГХ: «Если мы чего то не знаем, можем поучиться у других муниципалитетов. Например, у Ростова». Депутат округа №7 Алексей Брежнев высказал опасение и надежду: «Глобально переформатировали, да ещё новый подрядчик… Но уверенность специалистов ДСиГХ внушает оптимизм».

Депутат восьмого округа Сергей Асташкин говорил о возможности введения не только карательных, но поощрительных мер для перевозчиков. Но с этим сложно в транспортном бизнесе, потому как не понятно, что это может быть. Работаешь хорошо, без замечаний — вот тебе рентабельный маршрут? Но так не позволяет закон. Ещё Асташкин высказал недовольство: «Много в городе «варягов»: мост и больницы у нас строит кто угодно, магазины «Магнит» и «Пятёрочка» (из Краснодара и Гуково — прим.авт.) — не наши, вокзал не наш, транспорт не наш. Скоро местного бизнеса в Волгодонске не будет от слова совсем. В других городах это пресекается».

Его поддержал председатель Думы — глава города Сергей Ладанов: «Буквально два часа назад, на заседании другой депутатской комиссии, мы говорили о том, что есть насущная потребность поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Но, опять же, администрация города здесь может действовать только в рамках правового поля — а это система госконтракта. А как в её рамках не ущемлять права местных предпринимателей — нам, действительно, нужно подумать».

«Жизнь покажет! — резюмировал дискуссию депутатов с чиновниками председатель комиссии. — Месяц поработают, шишек набьют. Через месяц вернёмся и посмотрим, что надо сделать, чтобы минимизировать эмоциональные потери горожан. Если понадобится».

Валентина Варцаба