Категории На ДонуНовостиФото-видео

Путешествие выходного дня в окрестностях Волгодонска. Фоторассказ Александра Тихонова

08.11.2021

Если вам надоело сидеть дома (пандемия — самоизоляция), если есть автомобиль и немного средств на бензин, очередной выходной можно посвятить небольшому автопутешествию по родному краю. Ведь совсем не далёко от города есть места о которых мы и не знаем.

Вот такое путешествие на автомобиле я совершил с другом в прошедшем октябре по маршруту Волгодонск-Синий Курган — Ломовцев- Суворов- Белянский — Волгодонск. Тем более, что мы обещали Белянской библиотеки пополнить её не большой фонд своими книгами. И вот загрузив полный автмобиль художественной литературой отправились в путь.

Первым на нашем пути был курган — «Синий Курган». Правда после летнего пожара и осенних дождей он предстал перед нами ярко-зеленым. Замечу,что в прошлом году и тоже осенью мы пытались попасть на курган, но поле подсолнухов встало перед нами непреодолимой стеной. А специальной дорожки или тропинки на курган нет. Непонятно, как сюда планируются экскурсии.

Совсем немного о «Синем Кургане» из интернета:

Синий Курган возвышается среди хлебного поля на стыке двух районов Цимлянского и Константиновского. 

Синий Курган считается ровесником Египетских пирамид (примерно XXVI – XVIII вв до н. э.). По мнению некоторых археологов — это памятник бронзового века, но «углы квадратности» появились в средневековье. Имеет ещё названия: Мамай Курган или Бекрень Курган, он же – Синий Мамай. Много тайн и загадок таит в себе этот уникальный памятник.

Название «Синий» хорошо обосновывается, если смотреть на курган во второй половине дня со стороны солнца (с запада на восток). В это время донская пирамида действительно имеет оттенок синего неба.

Что о нём уже известно? Это самая большая сопка (насыпной курган) на востоке Ростовской области. Имеет форму усечённой земляной пирамиды (вероятно отсюда может происходить название Бекрень Курган – «шапка набекрень») с квадратом основания 100 на 100 метров. Вдоль трёх сторон кургана заметен ров. Также стоит обратить особое внимание на ориентировку кургана-пирамиды.

https://megalithica.ru/sinij-kurgan-donskaya-piramida.html

____________________________________________________________________________________________

Для тех, кто желает больше узнать предлагаю прочитать материал журналиста Валентины Варцаба:

https://rostov.aif.ru/culture/events/siniy_kurgan_kto_otkroet_taynu_donskoy_piramidy

______________________________________________________________________________________________

Ну, а я предлагаю вам несколько фотографий кургана в 2020 и 2021 году:

Напротив кургана в лесополосе есть место, где можно припарковать авто. Именно место, а не обустроенная площадка. Кстати, на повороте с автодороги (состояние хорошее) нет ни указателя на курган ни ознакомительного щита. А ведь сюда возят экскурсии! Сам курган с автодороги не виден.

От кургана до автодороги 3,6 км. Через 7 км сам хутор Синий Курган — Лозновское сельское поселение, Цимлянского района. Пока, как нам показалось — это умирающий хутор. При въезде мы увидели брошенное двухэтажное здание и заброшенный, вероятно, сельский клуб, к которому примыкают несколько заросших деревьями бывших улиц хутора. Правда, напротив клуба новенький вагончик ФАПа. Сегодня здесь проживает около 130 человек.

Далее, по приличному асфальту, через 9 км. попадаем в хутор Ломовцев Цимлянского района. Хутор тоже исчезающий, сегодня здесь проживает около 50 человек. В основном переселенцы. У северной окраине хутора протекает река Белая и как нам показалось вначале — неприлично полноводная в сухой степи. Но как оказалось — виной всему плотина перегородившая реку. Весной, в половодье вода поднимается и через несколько труб устремляется по своему руслу заполняя его до следующей плотины.

На другом берегу заросшим лесом раньше был сад. Да, ещё при въезде с востока и севера на карте отмечены два пруда. Но к нашему приезду они пересохли. И все же мы нашли одну достопримечательность — это остатки старинного кладбища. Несколько каменных плит с неразборчивыми уже надписями были еле заметны на земле…Видно, что часть кладбища уже под дорогой. Кстати, здесь асфальтированная дорога и заканчивается, как и заканчивается и Цимлянский район.

Всё — цивильная дорога закончилась, теперь степные просторы и «натоптаных» дорог много и все пыльные.

Чтобы попасть в Суворов нам надо держаться восточного направления. Недолго наш автомобиль поднимал степную пыль — через 4 км. въехал в хутор Суворов Константиновского района. Хутор небольшой, сегодня здесь проживает чуть более 120 человек. Есть своя начальная школа, действующий клуб, почта, новая детская площадка. Всё говорит о том, что хутор пытается выжить. Вот только бы работы всем…Из достопримечательностей только братская могила воинов, погибших при освобождении хутора в январе 1943 года и мемориальная плита воинам-односельчанам павшим в ВОВ.

От Суворова пошла более цивильная дорога — гравийная. Шумная и частенько камушки стучат по днищу машину, но все лучше чем степная.

Через 2 километра проезжаем хутор Белоковыльный уже другого сельского поселения -Стычновского. Хутор поменьше Суворова, да и жителей меньше и выглядит он совсем заброшенным. Он расположен вниз от дороги ближе к реке Белой. А у самой дороги воинский мемориал, посвящен погибшим в Великой Отечественной войне землякам. Ранее здесь была и братская могила, но останки воинов впоследствии перенесли в станицу Стычновскую.

До нашего конечного пункта — хутор Белянский осталось 14 километров и мы довольно быстро преодолели это расстояние.

Въезжаем в хутор с севера. Тут дорога и река Белая встречаются. И, какое же было наше удивление увидев, что русло без воды. Мост и река в русле которой растет местами трава. Оказывает, что перед хутором, но уже с южной стороны на реке очередная плотина, которая и не пускает воду в реку через хутор. Там фермы и коровушкам вода нужнее. Другая плотина на западе от хутора — там тоже есть вода.

Слава богу — довезли литературу в целости и сохранности. Нас и наш подарок приняли с радостью. Пожурили только, что не известили заранее — чаем бы угостили.

Хутор входит в состав Николаевского сельского поселения. Есть и работает средняя школа, сельский клуб, почта, магазины. Даже есть своя приспособленная церквушка. Это бывший житель хутора, казак Александр Васильевич Харламов отдал родительский дом под нужды верующих. Кстати, он к нам подошел у воинского мемориала. Оказалось, что Александр Васильевич частый гость в Белянском. Он способствовал тому, что братскую могилу и мемориал привели в надлежащий порядок. Кстати, в 2019 году сюда перенесли останки ранее оставленные на месте бывшего хутора Каргальско-Белянский. Несколько лет назад лично сам Александр Васильевич высадил за мемориалом памятный сквер и почти все деревья прижились. Сейчас и уже с десяток лет он добивается, что бы в хутор провели наконец газ. Ведь здесь проживают без малого 500 человек и газ им обещают уже давно.

Вот теперь появилась у Александра Васильевича ещё одна забота — уберечь и сохранить дорогу идущую через хутор на шахтинскую трассу. А дело всё в том, что в этом году по этой дроге пошли большегрузы — тонары. Это почти 30 тонн гравия в каждом и возят с карьера откуда-то из под Кондакова. Дорогу асфальтированную разбили напрочь. Кстати, мы по ней возвращались в Волгодонск и лично убедились в этом, хотя ровно год назад она было в хорошем состоянии.

По словам Харламова он возил сюда и работников ГАИ Константиновского района, но они лишь пожали плечами. Мы с другом осмотрели этот мост. Перед мостом стоит знак (3.11 «ОГРАНИЧЕНИЕ МАССЫ»), который говорит о том, что масса авто- транспорта на мосту ограничена 20 тоннами. А тонар может брать до 29 тонн! Чувствуете разницу… Вот и мост чувствует…

И, действительно, пока ехали до шахтинской трассы прокляли всё и вся. Уж лучше бы назад по грунтовке, по хуторам…

Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. Сами кое что узнали, другим рассказали и помогли.

Выехали из Волгодонска в семь часов, вернулись около 16. Проехали 175 километров, расход топлива 13,7 литра.