Убрать нельзя оставить. Депутаты раскритиковали работу общественного транспорта в Волгодонске
12.11.2021
На заседании Волгодонской городской Думы 11 ноября вопрос о транспортном обслуживании населения вызвал бурные дебаты народных избранников с докладчиком — директором ДСиГХ. И хотя такая форма работы как Парламентский час, на котором заслушивали чиновника, прений не предполагает, в этот раз всё было не по стандарту.
Напомним, сейчас в городе действуют 15 новых маршрутов, частично изменена схема движения по 3 маршрутам, остались без изменений 11 (в том числе — троллейбусные и дачные). Теперь пассажиров обслуживают на 29 маршрутах вместо 20 — в рамках транспортной реформы, которая стартовал в Волгодонске 1 октября.
«Ситуация выправляется»
О том, как реформа показала себя за неполные полтора месяца руководитель департамента Алексей Маркулес (на фото) доложил кратко. По результатам мониторинга, процент выхода транспорта на работу оставляет желать лучшего. И если автобусы и троллейбусы МУП «ГПТ» обслуживали свои маршруты в 97% случаев из заданных значений, то другой подрядчик — ООО «Янтарь 1 Автоколона 4» из Ростова — лишь в 43% в октябре и не более 54% — в ноябре. Основная причина срывов графика и невыходов на линию — нехватка водителей у ростовчан, а также неисправность подвижного состава.
Согласно приведённой выше статистике, в среднем на городских и дачных маршрутах волгодонцев обслуживают лишь 74% техники из 100% возможных. По фактам невыхода в адрес подрядчика — основного виновника коллапса первых дней и последующих фактов срыва графиков — чиновники оформили 10 претензий на общую сумму 25 тысяч рублей.
Но, в последнее время ситуация с кадрами выправляется: на работу выходят уже не 28 водителей, а более 40.
Заметим, что город должны обслуживать ежедневно 54 автобуса, а вместе с резервом перевозчики обязаны иметь в Волгодонске 74 единицы транспортных средств.
«Учитывая, что многие автобусы имеют возраст старше 15 лет (более 80%), договором предусмотрела его обновление в течение пяти лет, а также переход всей техники на газомоторное топливо», — напомнил Марулес и уточнил, что требование к поставщикам услуг о предоставлении более новых машин изначально отклонила ФАС.
Поразительная снисходительность
Подводя итог, докладчик отметил, что ситуация налаживается. Однако депутаты так не думают. Имея личные авто они и раньше уже говорили, что если пересядут на общественный транспорт в Волгодонске, то заблудятся. А сейчас, слыша жалобы от горожан, что новая схема сложная, добавилось пересадок, а главное — стало меньше единиц техники, и вовсе расстроились.
Алексей Брежнев рассказал коллегам, что изучил договор с перевозчиком и нашел в нём упущения, неточности и даже «хитрости». Депутату округа №7 не понравилось, что за сотни невыходов на линию (только у «Янтаря» — 252) выписано лишь 10 штрафов. Он процитировал договор, в котором сказано, что за каждый факт нарушения правил исполнителя можно наказывать в размере 5 тысяч рублей.
«И когда вы говорите, что выставили претензий на 25 тысяч, то получается, у нас только пять нарушений. Я посчитал: исходя из 43% выходов на линию, вы имели полное право штрафовать за каждый невыход и заработать за месяц 5 миллионов. А вы только 10 претензий «только направили». А есть нарекания и на состояние салонов, внешний вид техники, в дальнейшем могут быть — на исправное освещение и отопление салона. Откровенная халатность, если не сказать покрывательство перевозчика, несмотря на то, что он творит у нас в городе. Поразительная снисходительность. На мой взгляд, что-то не чисто», — говорил Брежнев, обращаясь к директору ДСиГХ.
«Можем, но не обязаны. Это наше право, которым мы злоупотреблять не хотим. Наша задача — не задушить перевозчика штрафами, а заставить его работать лучше: вывести весь транспорт на линию, набрать водителей, навести порядок и качественно выполнять услуги. Чисто теоретически можно и вообще от услуг ростовчан отказаться, но тогда все обязательства лягут на плечи одного ГПТ. Потом будет объявлен новый конкурс со всеми вытекающими, и последствия непредсказуемы. Лично я — за другой вариант развития событий. Тем более, что в ноябре ситуация не ухудшилась», — отвечал Маркулес.
Уволить за «чудо-юдо»
«Ещё до начала нововведений транспортное обслуживание в Волгодонске было провальным. Но то действо, которое вы осуществили ( с 1 октября — при. авт.), реформой сложно назвать, а теперь у нас спрашиваете, а что нам делать. Я не исключаю, рост заболеваемости коронавирусом в Волгодонске связан с этой реформой. Народ сначала часами стоит на остановке, а потом едет в переполненном транспорте. О какой дистанции можно говорить!», — настаивал на своём Брежнев и заявил, что директора Департамента строительства и городского хозяйства Алексея Маркулеса и заместителя главы администрации Волгодонска по городскому хозяйству Вадима Кулешу следует уволить.
Забегая вперёд, скажем, что глава Администрации города Виктор Мельников заступился за своих подчинённых и ответил, что сам будет решать когда, кого и за что снимать с должности. Уволить и расторгнуть — проще всего. А кто работать будет? Налицо дилемма, обычно описываемая фразой из трёх слов без запятых — убрать нельзя оставить.
Вопросы на докладчика сыпались со всех сторон. Алексей Плотников поинтересовался, под кого проводился конкурс, ведь ни один из местных перевозчиков не смог в нём поучаствовать.
«Хотелось бы знать, почему. Соответственно, мы заранее понимали, что придёт «что-то» и мы можем получить чудо-юдо. Мы его получили», — сказал депутат округа №19 и предложил провести экспертизу транспортных средств, а также изучить вопрос расторжения договора с перевозчиком из Ростова.
Но и без изучения, со слов докладчика, стало ясно, что право расторгать контракт у города есть, как, впрочем и основания. И снова аргументировал тем, что цели такой нет — подробности читайте выше. А у обиженных несостоявшихся подрядчиков и транспорт не лучше, и они также съезжали с линии после 20 часов.
Депутат округа №8 Сергей Асташкин тоже встал на сторону волгодонских перевозчиков, которые ещё два месяца назад предполагали подобное развитие событий. Но Маркулес ответил, что местные транспортники испугались санкций, которых раньше не было по условиям договора, а теперь их ввели. Выходит, напрасно испугались: 25 тысяч штрафных рублей — вообще не деньги за возможность работать на родных улицах с известными пассажирами.
Ситуация требует вмешательства
Ситуация не просто сложная, она требует серьёзного вмешательства — резюмировал председатель Думы — глава города Сергей Ладанов и озвучил решения, которые следует принять в рамках депутатских полномочий.
От имени Думы решено направить руководителю ООО «Янтарь 1 автоколонна 4» требования по соблюдению численности подвижного состава, выпускаемого на маршруты Волгодонска и требований к его техническому состоянию. С учетом возможностей заключённого договора, ДСиГХ поручается проанализировать и рассмотреть возможность пересмотра схемы движения, начала и окончания графиков на маршрутах и интервалов движения транспорта — в соответствие с фактической необходимостью.
Также решено обратиться в Южное межрегиональное управление государственного дорожного надзора с ходатайством проведения внеплановой проверки перевозчика на соответствие количества выпускаемого автотранспорта и критериям, указанным в договоре, а также на соблюдение водителями режима труда и отдыха. А в Отдел ГИБДД Волгодонска — о проведении внепланового техосмотра автобусов.
«Не наша задача требовать, но в сложившейся ситуации Дума должна подключиться к этой работе, как представительный орган местного самоуправления», — добавил Ладанов.
Также депутаты предложили ужесточить штрафные санкции и установить конкретные сроки реализации всех пунктов. Они вернутся к этому вопросу на очередном заседании Гордумы 16 декабря.
Валентина Варцаба