Категории КультураНовостиОбществоРоссийская газета

Почему стоит посмотреть и пересмотреть экшен-драму «Летчик»

Герой Петра Федорова собрал в себе все черты советских летчиков, защищавших небо отчизны. Фото: Предоставлено Централ Партнершип

Я не спал всю ночь. То перечитывал Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», то пересматривал одноименный фильм 1948 года с Павлом Кадочниковым в главной роли. 2 декабря на экраны страны выходит, как это принято говорить, «экшен» «Летчик». И меня, как военного корреспондента, попросили оценить новый фильм Рената Давлетьярова. Ответственность колоссальная — пишет «РГ».

Конечно, лента будет ассоциироваться с подвигом Мересьева (настоящая фамилия героя Маресьев — не путать!), о котором в наше время каждый первоклашка знал, а хулиганы на своих гитарах на расхожий мотив напевали: «Отрежем, отрежем Мересьеву ноги! — Что вы, что вы! Я должен летать!» Тем более что Давлетьяров сравнительно недавно снял еще одни «А зори здесь тихие…». Вот и идет по знакомой дорожке. Там впереди еще много чего. Мелодрама «Два бойца» или мюзикл «В 6 часов вечера после войны». Кто-то фильмы раскрашивает, а кто-то переснимает…

Как я ошибался!

Вначале, как военный эксперт, я ловил каждую деталь. Ведь у наших современных картин про Великую Отечественную один недостаток — настоящей военной техники. Навесил фанеру на старичка Т-50, нарисовал кресты — и вот он фашистский танк ползет на наши окопы. Про оплошности с формой я и не говорю. Тут на удивление все четко. Форма настоящая. По военно-историческим клубам собрали реквизит. Кое-что подправили на компьютере. Даже легендарный грузовик вермахта «Опель Блиц» где-то раскопали. Раньше его роль, хоть и с отвращением, даже у великого Озерова играли перекрашенные «газоны».

И тут я понимаю, что фильм не про войну. Я перестаю следить за гусеницами, катками и лопастями штурмовика Ил-2. Да, Алексей Маресьев был истребителем. И упал на нашей территории. Но про все это забываешь. Как только задний стрелок Шота отправляет на льдине раненого командира Николая Комлева (его блестяще сыграл и даже не сыграл, а прожил Петр Федоров), а сам остается прикрывать от немецкой погони, все! К черту гусеницы и количество шпал на петлицах.

Природа была не только против летчика-героя. Она еще студила съемочную группу.

— Вы представляете, — вспоминает Петр Федоров, — я 17 дней ползу, а за мной 300 человек из группы мелкими перебежками. И все мерзнут. Доходило до 27! Поэтому и играть было не надо, когда прыгаешь в ледяную воду. И все эти дни я не брился, ел только брокколи. Похудел на 17 кило. Но это между нами. Это для образа.

Но вернемся к черно-белой классике. Хотите по гамбургскому счету, хотя при чем здесь Гамбург? «Повесть о настоящем человеке» 1948 года в кинотеатрах соберет три пенсионерских рубля. Хоть раскрашивай, хоть музыку Оксимирона накладывай.

Ну разве могли послевоенные командиры от киноискусства допустить трогательную и, по нашим меркам, целомудренную постельную сцену с очаровательной Анной Песковой? Причем снята она совершенно без пошлости, но с каким-то предчувствием большой беды. Как это было сыграно? Не знаю. Вот так, с первого дубля. Ведь за выгородкой сидел настоящий муж Анны сопродюсер картины Дмитрий Пристансков. В жизни, конечно, трагедии не случилось, а вот в картине это была последняя встреча перед вынужденной посадкой.

Продюсер, автор сценария и режиссер фильма Ренат Давлетьяров не любит, когда его детище сравнивают со старой картиной Александра Столпера:

— Повторяю, это не про Мересьева! Сколько вам говорить!

Но я не зря не спал всю ночь. В «ламповом» фильме Павел Кадочников с таким жаром говорит:

— Ну я же советский человек! — когда ему замечают, что летать без ног нельзя.

Давлетьяров решил все по-своему. Нет бравады и блеска в глазах. Есть жуткая по своей молчаливости решительность. Краски совершенно другие, блеклые, как в то время. Кстати, про краски. Анна Пескова шесть раз обесцвечивала волосы, чтобы войти в образ. Теперь ничего. Выросли новые, еще лучше.Ренат даже не успел крикнуть «Мотор!», как с елок посыпался снег от настоящей волчьей ненависти

Почему на фильм пойдет молодежь? А там такие бои, что любая компьютерная игра бледнеет в сторонке. В столперовском фильме соседи по палате называли Мересьева «ползун». Давлетьяровскому герою такое прозвище не дашь. Постоянная погоня. Напряжение. За капитаном Комлевым идет двойная охота. Хитрый обер-лейтенант Лемке (играет Роман Книжка) и наши отечественные волки. И те и другие жаждут крови. Кто ее первым напьется, не знал даже я. Хотя синопсис проще некуда.

С фашистами все ясно. Мы их победили. А что с голодными волками делать?

Пригласили дрессировщиков. Хотя волк не дрессируется априори.

— Сыграют пену у рта и волчий оскал? — спросил Ренат.

— Они постараются…

Ничего из этого не вышло. Волки игрались на свежем снегу словно тойтерьерчики. И тут Давлетьяров в соседней деревне увидал огромного Алабая. Привел его на площадку. Ренат даже не успел крикнуть «Мотор!», как с елок посыпался снег от настоящей волчьей ненависти. Так что клацанье зубов, пена из пасти и красные от крови глаза самые настоящие, волчьи.

Запомнился кузнец, который везет под сеном летчика, а сверху убитый Комлевым волк. Навстречу фашистский патруль. Видят заколотого зверя.

— Как же ты его победил?

А кузнец достает окровавленный кол и говорит:

— А вот этим.

Немцы в прострации:

— И мы пошли воевать против народа, который простой деревяшкой может убить зверя?

Зверя, конечно, били не деревяшкой. Из реки через 70 лет достали настоящий Ил-2, на котором летал Валентин Скопинцев. Его внук организовал экспедицию. И «старичок» поднялся в небо и сыграл свою роль. Конечно, в кадре жгли макет. Таких самолетов и в музее не сыщешь.

А вот кузнеца жалко. За то, что он спасал летчика и скрывал окруженцев, обер-лейтенант повесил на воротах всю его семью. А кузницу сжег. Хороший был кузнец (его играет Валерий Гришко). Интуитивно чувствую.

Жгли, конечно, макет. Настоящий Ил-2, который пилотировал Валентин Скопинцев, подняли из реки, и он играл главную роль в картине. Фото: Предоставлено Централ Партнершип

Фильм, конечно, стоило переснимать. Нет, не ради кассы. Просто Бориса Полевого давно никто не читает. Кроме Александра Матросова и Зои Космодемьянской молодежь никого и не знает. И то по похабным анекдотам. А действительно, зачем им это? У них гаджеты и посты. Распылилась память о Великой войне.

Я чуть было не написал в финале: просто хороший фильм. Немного банальный. Чем-то смахивает на американского «Выжившего», где тоже мужик по фамилии Гир, бродит по тайге все два часа экранного времени. И тоже, как в фильме «Небо» (про летчиков. Вышел на днях), все отдают честь герою. На этом бы и закончить, но черт возьми!

Давлетьяров молоток! Он посвятил свой фильм всем тем Маресьевым, которые без ног били фашиста. И вместо титров на фоне вечного, теперь уже мирного неба их фотографии и краткое описание подвига. 9 героев. 9 человек, которые нашли в себе силы стать на протезы и бить, бить фашиста. Вот тут я понял, что постарел. Как-то само собой увлажнились глаза. Я смотрел на проплывающие фото и понимал, что это мы. Сунься кто! Без рук, без ног, а то и с рогатиной наперевес…

Вот только досмотрит новое поколение до конца этот фильм? Или побегут очередь за колой занимать.

Текст: Юрий Снегирев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий» я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.