О «цифровой гигиене» в день защиты персональных данных волгодонцам рассказывает эксперт ЮФУ
28 января во всем мире отмечается Международный день защиты персональных данных.
В нынешнем быстроменяющемся цифровом мире проблема защиты информации выходит на первый план, поскольку практически у каждого человека есть телефоны, компьютеры и другая техника. Более того, из бизнеса отдельных групп маргиналов мошенничество с применением информационных технологий прочно становится частью международной организованной преступности.
Повышение осведомлённости о методах цифровой гигиены – основной способ борьбы с кибермошенничеством. Эти знания помогут каждому человеку повысить безопасность своих личных данных, в том числе финансовых.
По словам заведующего кафедрой безопасности информационных технологий Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ Евгения Абрамова, существуют простые правила цифровой гигиены, которые нужно соблюдать:
Регулярно менять свои пароли. Хотя бы раз в полгода. Пользователи часто машинально регистрируются с одним и тем же паролем на разных сайтах, и в этом случае взлома одного из сайтов и утечка паролей ставит под угрозу все остальные ресурсы.
Использовать стойкие пароли и двухфакторную аутентификацию во всех соцсетях и банковских приложениях.
Не переходить по сомнительным ссылкам.
Избегать авторизации на сайтах и сервисах при подключении к общественной сети. Вы не знаете, кто контролирует сетевой трафик в публичной точке доступа (да и саму точку тоже!) – не открывайте свои данные.
Вести финансовые операции только на защищённых сайтах с использованием шифрованного канала (это легко проверить, посмотрев на значок сайта в начале адресной строки браузера – там должна быть иконка закрытого замка).
Регулярно обновлять программное обеспечение и использовать антивирус и межсетевой экран для защиты средств подключения. Обновления обычно устраняют выявленные угрозы безопасности, не защищаться от которых – верх самоуверенности.
Кроме того, мошенникам часто удается заполучить необходимые данные не только через Интернет, но и по телефону. В случае с телефонными мошенниками всё полностью зависит от бдительности жертвы. Не следует отвечать на звонки с незнакомых номеров и общаться с операторами на другом конце – ваш голос может быть использован для подделки данных.
– Стоит помнить, что специалист банка не будет сам звонить вам по вопросам безопасности. Банк просто заблокирует подозрительную, с его точки зрения, операцию или счёт/карту, а дальше будет взаимодействовать с вами в заявительном порядке. Поэтому с мошенниками, представляющимися «специалистами по безопасности», не нужно даже разговаривать – они зачастую проходят специальную подготовку и используют методы вхождения в доверие, внушения и другие психологические техники, подкрепляя их информацией, полученной о жертве методами социальной инженерии, – рассказал Евгений Абрамов.
Также можно завести отдельную, например, виртуальную карту для платежей в интернете со строгим лимитом средств, и в случае сомнений в безопасности сайта, использовать только её.
– Для пожилых людей можно дополнительно установить в банковских приложениях «правило третьей руки» – когда финансовые операции должны быть одобрены доверенным третьим лицом».
Абсолютно каждый человек может попасться в руки мошенников. Именно поэтому важно быть осведомленным о методах цифровой гигиены и придерживаться рекомендаций специалистов.