Категории НовостиРоссийская газета

Какое пиво будем пить, несмотря на санкции

30.03.2022

Два крупнейших производителя пива — Carlsberg Group и Heineken — почти синхронно объявили о своем уходе из России и продаже предприятий. Самый крупный игрок на российском рынке — турецкая AB InBev Efes, а также отечественные пивовары радостно потирают руки. Даже без покупки выбывших заводов им не составит труда занять свободную нишу. Впрочем, эксперты не верят в искренность намерений европейских пивоваров — такой лакомый кусок рынка терять никому в здравом уме не захочется. А наши любители пива при любом раскладе не останутся без качественной продукции — пишет наш информационный партнёр «Российская газета»

Обе компании продолжат производство в России, пока будут искать нового владельца. Датская Carlsberg Group владеет пивоваренной компанией «Балтика», которая управляет заводами в восьми городах страны — в Воронеже, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Туле, Хабаровске и Ярославле.

Компания оценивает свою долю на российском рынке примерно в 27%. Свои рабочие места и все социальные гарантии сохранят 8,4 тыс. сотрудников в России, заверили в «Балтике».

Голландской Heineken в России принадлежит семь заводов — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Хабаровске, Стерлитамаке. До конца года компания пообещала выплачивать зарплату 1,8 тыс. своих сотрудников. По оценке INFOLine, ее доля на рынке составляет около 10%.

Но самый крупный игрок на российском рынке (30%) — бельгийско-турецкая компания AB InBev Efes. Ранее бельгийская AB InBev обратилась к турецкой Anadolu Efes с просьбой приостановить действие лицензии на производство и продажу бренда BUD в России. На том, похоже, компания и ограничит свои санкции. Контроль за совместным предприятием — у турецкой стороны. А Турция, как известно, не объявляла санкций в отношении России.

На российские активы Carlsberg и Heineken нет покупателей, уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «На профильном алкогольном рынке таких претендентов в принципе нет. Ни одна компания в России их не купит, потому что денег таких нет и никто не даст такой гигантский кредит», — говорит он. При этом зарубежные компании, скорее всего, не пойдут в Россию. Разве что это будет под силу какому-нибудь китайскому игроку. Возможно, кому-то будут интересны отдельные предприятия в регионах, считает эксперт. Сколько могут стоить эти активы целиком, Дробиз оценить затруднился.

Другое дело, эксперты не верят в то, что европейские пивовары на самом деле уйдут с российского рынка. Они вынуждены так поступать под давлением европейских властей и поэтому старательно делают вид, что уходят, считает источник «РГ» на алкогольном рынке.Самый крупный игрок российского пивного рынка, AB InBev Efes, находится под контролем турецкой компании. А Турция не объявляла санкций России

«Это раньше было модно подчеркивать свою транснациональность и при общении с чиновниками бряцать визитками, намекая на мировое господство. Теперь ситуация кардинально изменилась. Те же самые игроки будут называться просто и по-русски — какой-нибудь ООО «Клинский разлив» или «Балтийская слобода». Но по сути ничего не изменится», — считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

Он также уверен, что на активы Carlsberg и Heineken нет покупателей, кроме них самих. В России нет желающих, кто заплатил бы и полцены за их предприятия. И транснациональные компании это понимают, говорит Шапкин. Как и то, что подобные сделки готовятся годами. Поэтому он считает, что компании «просто сменят названия» и продолжат работать в России. Благо что для производства пива лицензия не нужна.

«Надо поддержать транснациональные компании в их стремлении покинуть российский рынок. Это в любом случае плюс для российского бизнеса», — уверен Дробиз. Предприятия европейских пивоваров даже незачем покупать: любая компания может с удовольствием занять этот рынок. По оценке Дробиза, российские пивовары смогут в течение года занять освобождающуюся нишу в 65% рынка только своими брендами без покупки новых предприятий. «Наше пиво ничем не хуже. Оно заслуженно займет место на полке. И потребители без труда перейдут на новую продукцию в течение нескольких дней», — утверждает эксперт.

Впрочем, по его мнению, даже если западные компании формально и уйдут, максимум через два года они снова будут работать в России. В создание и развитие предприятий вложены слишком большие деньги, чтобы их терять.65 процентов рынка пива, освобождающегося в случае ухода зарубежных компаний, российские предприятия смогут занять в течение года только за счет своих брендов без покупки новых предприятий

По данным Euromonitor International, Россия входит в топ-10 стран по объему рынка пива. Как следует из данных Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), производство пива и пивных напитков в России в 2021 году выросло на 2,8%, составив почти 8 млрд литров. Мировой рынок пива по итогам 2020 года оценивался Euromonitor International в 187,69 млрд литров.

Текст: Татьяна Карабут