Категории Главная темаНовостиРоссийская газета

Россия и Беларусь празднуют День единения народов

02.04.2022

Примером успешного интеграционного взаимодействия независимых государств воспринимают миллионы граждан Союзного государства создание Союза России и Беларуси, празднуя 2 апреля День единения народов двух стран — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Ведь именно в этот день в 1996 году и был подписан договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии» и принято решение об учреждении Дня единения народов. А чуть позже на встрече руководителей парламентов было подписано соглашение о создании общего Парламентского Собрания РФ и РБ.

Церемония подписания Договора об образовании Сообщества России и Беларуси. Большой Кремлевский дворец. 2 апреля 1996 года. Президент Беларуси Александр Лукашенко и президент России Борис Ельцин (слева направо) во время подписания. Фото: Владимир Родионов / РИА Новости

Эти документы и закрепили намерения обеих стран и народов идти по пути укрепления двусторонних связей, основанному на общей многолетней истории, духовной близости и дружбе. А еще ровно через год был заключен Договор о Союзе двух славянских государств, высшим органом которого стал Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, правительств, руководители палат парламентов.

Договор о Союзе Беларуси и России подписан президентами двух государств 2 апреля 1997 года. Четверть века прошло с того дня, напоминают аналитики, как исторический документ, подписанный руководителями в Москве и Минске, поставил масштабные цели по наращиванию всестороннего сотрудничества, обеспечению социально-экономического развития, безопасности и обороноспособности.

И все эти годы, констатируют обозреватели, процесс союзного строительства динамично набирал обороты. Во-первых, углублялась кооперация в экономической сфере. Ежегодно за счет бюджета Союзного государства реализуются программы в области медицины, освоения космоса, научно-технических исследований. Параллельно наполняются перспективными идеями крупные индустриальные проекты. Уже заключено более двухсот межгосударственных и межправительственных договоров. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают Минск и Москву в рамках СНГ и ОДКБ.

Кроме того, сформирована и совместная договорно-правовая база, благодаря которой жители Синеокой и россияне воспринимают сегодня как устойчивую норму равные права при трудоустройстве на работу, выборе места жительства, получении образования, социального и пенсионного обеспечения.

Важнейшей вехой на этом пути, по словам госсекретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева, стало утверждение 4 ноября 2021 года Высшим государственным советом СГ нового пакета интеграционных документов, который включает 28 отраслевых союзных программ, а также обновленную Военную доктрину и Концепцию миграционной политики. Интеграция, подчеркнул он, — это «взаимное решение, анализ реальной линейки возможностей, чёткое понимание того, что государства, когда вместе, намного сильнее».

Оценивая значение Дня единения славянских народов, политик особый акцент сделал на том, что он свидетельствует о непоколебимом стремлении преумножить экономический потенциал, совместную историю и доказать Западу, какими должны быть настоящие союзнические отношения, их масштаб, география и доверие. «Именно это показывают президент России и президент Беларуси», — резюмировал Дмитрий Мезенцев.

Почта «СОЮЗа»: Есть ли отличия в процедуре приема на работу в России россиянина и белоруса

Текст: Вероника Мироненко (nikamir@yandex.ru)

Двадцать пять лет назад 2 апреля 1997 года между нашими странами был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а несколько месяцев спустя — в декабре 1998 года — стороны поставили подписи под Договором «О равных правах граждан». Согласно документу, белорусы могут свободно въезжать и выезжать из России, передвигаться по всей территории и выбирать место жительства. Им гарантируются равные с россиянами права на медицинскую помощь (в рамках полиса ОМС) и в вопросах трудовых отношений. Белорусы не обязаны получать миграционную карту и патент на работу, а их российские работодатели не оформляют для них приглашение на въезд, а также разрешение на привлечение иностранных работников. Граждане Беларуси получают сразу вид на жительство, минуя статус «временно проживающего» (РВП). Поскольку ни патента, ни РВП у белорусов нет, и они, таким образом, не привязаны к какому-то конкретному субъекту РФ, то имеют полное право работать в любом регионе России. Граждан Беларуси принимают на работу в упрощенном порядке. Но оформление белорусов все-таки несколько отличается от приема на работу граждан России. Наш сегодняшний выпуск «Почты «СОЮЗа» посвящен этой теме. А вопросы подсказали наши читатели.

Есть ли отличия в процедуре приема на работу в России россиянина и белоруса?

Да, можно выделить три отличия. Во-первых, документы граждан Беларуси должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык. Во-вторых, миграционный учет для граждан Беларуси все-таки не отменен: первые три месяца (90 суток) они вправе не регистрироваться в миграционной службе, но потом обязаны встать на учет по месту проживания или пребывания. И, в-третьих, после заключения трудового договора работодатель обязан уведомить миграционную службу о приеме иностранца на общих основаниях — в течение трех рабочих дней. В противном случае должностному лицу или организации может быть выписан штраф. Хотя справедливости ради отметим, что в данном вопросе процедура не отрегулирована до конца. В частности, есть прецедент, когда Верховный суд РФ отменил штраф организации за не уведомление о приеме на работу белоруса (постановление от 30.05.2017 № 78-АД17-19). Суд разъяснил: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 установлено, что в отношении граждан Республики Беларусь и их работодателей не применяются положения Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку нормы международного права являются приоритетными, то все установленные для иностранных граждан особенности приема на работу, в том числе положения статьи 13 закона № 115-ФЗ, для белорусов не действуют.

Нужно ли в трудовом договоре с белорусом указывать, на каком основании ему будет оказываться медицинская помощь в России?

Статья 327.2. ТК РФ требует указывать основания оказания медицинской помощи только в договорах с временно пребывающими в РФ иностранцами. Но пункт 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС устанавливает, что социальное обеспечение граждан стран-участниц осуществляется в том же порядке, что и граждан страны трудоустройства. Это значит, что граждане Беларуси с любым статусом являются застрахованными лицами и им медпомощь оказывается на основании полиса ОМС. Этот же вывод следует из новой редакции правил обязательного медицинского страхования в России. Следовательно, в договоре с гражданином Беларуси не нужно указывать полис ДМС, поскольку он ему не нужен.

Может ли взять на работу по совместительству белоруса, основное место работы которого — Республика Беларусь?

Нет, такое сделать нельзя. По общему правилу граждане Республики Беларусь приравниваются в своих трудовых правах к гражданам России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). Однако наличие у гражданина Республики Беларусь иного места работы за рубежом не влияет на статус сотрудника-иностранца на территории России, так как белорусское законодательство на территории России не применяется (ст. 4, 15 Конституции). Поэтому первое место работы в России будет для сотрудника основным. Оформлять договор с таким сотрудником нужно не по совместительству, а как основной.

Разрешено ли принимать на муниципальную службу в России граждан Беларуси?

Нет, не разрешено. Согласно ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. То есть гражданство является обязательным условием для поступления на муниципальную службу. На этот запрет указывает и ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — она содержит перечень ограничений в правах иностранных граждан, в том числе они не имеют права находиться на муниципальной службе.