Категории Актуальные вопросыНовости

Смогут ли мелкие торговцы помочь России преодолеть последствия санкций

13.05.2022

Банк России в своем аналитическом бюллетене «О чем говорят тренды» спрогнозировал возвращение «челночной» торговли. Поколения, родившиеся на рубеже «перестройки», помнят людей с баулами и клетчатыми сумками, которых можно было встретить в аэропортах и на вокзалах. А потом привезенной ими продукцией были забиты все рынки. Со знаменитого Черкизона в Москве начинали свой бизнес многие современные предприниматели — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Что прогнозируют в ЦБ

Несколько этапов адаптации российской экономики к жестким западным санкциям. Уже, по сути, начался поиск альтернативных поставщиков той продукции, которая больше не будет выпускаться в России и поставляться в нашу страну.

До конца нынешнего года резкого роста производства замещающей продукции ждать не стоит, предупреждают в ЦБ. Но зато прекрасно будут себя чувствовать ремонтные и сервисные предприятия. И все потому, что одна часть населения не захочет тратить деньги на новую технику или автомобили. А те, кто захотят, просто не смогут купить то, что им нужно. Поэтому придется «латать дыры».

«В части налаживания поставок от альтернативных зарубежных поставщиков в условиях сохраняющихся ограничений возрастет роль небольших посреднических внешнеторговых компаний и «челночного» малого бизнеса (особенно в потребительском сегменте)», — считают авторы обзора ЦБ.

Кто такие «челноки»

«Челночный» бизнес получил развитие в 1990-х годах в России и странах СНГ. «Челноками» становились не от хорошей жизни. «Мощным фактором, стимулирующим рост нового среднего класса и масштабов его деятельности в середине 1990-х гг., стал экономический кризис, «вытолкнувший» в предпринимательство значительные слои населения. Согласно данным официальной статистики, слой предпринимателей за период 1992-1993 гг. вырос в 4 раза», — говорится в исследовании Высшей школы экономики, посвященном «челночному» бизнесу.

«Челноки» закупали товары в Китае и Турции по бросовым ценам, а потом везли их на российские рынки и продавали в несколько раз дороже. С одной стороны, схема нехитрая, но, с другой, требующая больших физических сил (поди потаскай тяжеленные сумки!) и смелости («челноков» нередко грабили и даже убивали с целью украсть товар или вырученные деньги).

После финансового кризиса в 1998 г. «челночный» бизнес стал сходить на нет. Сначала потребительский спрос начал падать, так как население в очередной раз осталось без денег, а затем стали появляться различные формы сетевой розничной торговли, включая дискаунтеры, которые явились основными конкурентами рыночных торговцев.

Могут ли вернуться «челноки»?

«Челночный бизнес, хотя и сократился в размерах, никуда не делся, и все последние годы мы видели людей, которые ездили на распродажи брендовой продукции в Западную Европу, привозили ее сюда и здесь продавали уже в разы дороже. И это приносило им большую прибыль, — говорит директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. — Современные «челноки» работали в достаточно узкой товарной нише. Сейчас эта ниша расширится в связи с введением параллельного импорта, то есть импорта продукции, купленной у неофициальных поставщиков. Представители руководства России неоднократно подчеркивали, что важнейшую роль в преодолении антироссийских санкций должен сыграть малый бизнес, способный отправиться за границу, найти нужный товар, и купить его, перевезти в Россию и здесь предоставить потребителям».

Откуда будут возить товары?

Топилин: Сегодня главная задача — дать максимальную свободу бизнесу

По мнению Зубца, главными базами для новых «челноков», вполне вероятно, станут страны постсоветского пространства, где, кроме всего прочего, можно расплатиться рублями или картой «Мир». «Собственно, уже сейчас многие приграничные регионы решают проблемы получения той или иной необходимой им промышленной продукции в соседних постсоветских государствах. Такая мелкая оптовая торговля с соседними государствами вполне способна серьезно смягчить удар антироссийских санкций и наполнить российский рынок необходимой продукцией. Отличие от 90-х состоит в том, что сейчас на смену отдельным торговцам с баулами должен прийти малый и средний бизнес, поставляющий необходимые товары на грузовиках десятками тонн», — добавляет эксперт.

Кто станет «челноками»

Доцент кафедры экономической статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская отмечает, что пока сложно сказать, для кого может стать привлекательным этот вид деятельности. Скорее всего, таким видом бизнеса может заняться персонал, ранее работавший в сервисе (ресторанная деятельность, туризм), цель которого — просто заместить выпадающие доходы, предполагает эксперт. К ним могут добавиться безработные и всегда готовые к экспериментам студенты. Тем более что многие из них лишились работы из-за закрытия того же «Макдоналдса», добавляет научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По его мнению, новые «челноки» будут ввозить в Россию такую продукцию, которую можно будет продать дешевле оригиналов или даже довольно дорогих аналогов. Например, среди автозапчастей самые дорогие оригинальные, затем идут качественные, но все равно достаточно дорогие европейские аналоги. И только потом самые доступные по цене китайские.

«Челноки» останутся в истории

А вот доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве РФ Александр Арский считает, что людей с баулами мы не увидим ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. «95% всех европейских брендов производится в дружественных странах Юго-Восточной Азии и Китае. Оттуда их и будут централизованно и цивилизованно поставлять. Что касается электроники, то Малайзия готова покрыть потребности России значительно, хотя и не в полном объеме. Повышение планки беспошлинной торговли с 200 до 1000 евро в международных почтовых отправлениях стимулирует интернет-торговлю. И этот способ насыщения рынка товарами более эффективный, чем классические «челноки», — уверен Арский.

Ольга Лебединская, со своей стороны, напоминает, что в 90-х «челночный» бизнес был популярен из-за возможности практически без документов ввозить в Россию товары, пользующиеся повышенным спросом. «Пример тому — знаменитая «Горбушка», продавцы которой закупали технику за границей. Там же получали тax-free и не платили налог на товар «не для продажи», а это уже ниже рынка на 20-30%. Сейчас такое невозможно. Поэтому малый бизнес начнет перестраиваться под производство всего мелкого и нужного в своей стране и обеспечит внутренний спрос», — поясняет эксперт.Кстати

Продукты не повезут

Фото: Владимир Саяпин / ТАСС

Продукты питания, алкоголь и табак пока не будут включать в список параллельного импорта, сообщили в Минпромторге. Против этого выступает Минсельхоз. Там считают, что, «учитывая сложности с идентификацией правообладателя такой продукции, разрешение параллельного импорта на эти группы может привести к росту контрафакта», — приводит ТАСС пояснение Минпромторга. Разрешить ввозить в Россию товары пищевой промышленности и алкоголь без согласия производителей из третьих стран предлагали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Это помогло бы сохранить широкий ассортимент и доступные цены на полках, пока российские предприятия нарастят собственное производство аналогов, отмечали в АКОРТ.

Текст: Ольга Игнатова