Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

Российская экономика снова начнет расти в 2024 году

22.09.2022

После введения антироссийских санкций в феврале — марте этого года резко изменились внешние условия развития экономики России. Оперативные меры правительства, накопленные резервы и стабильность на рынке труда позволили избежать резкого сжатия экономики. Процессы структурной отраслевой, логистической, финансовой перестройки происходят органично, без резких потрясений — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

«По итогам 2022 года мы ожидаем, что ВВП сократится на 2,9%. Спад инвестиций, с учетом снижения во втором квартале, останется в пределах 2%. Безработица на конец года — на уровне до 4,5%. Замедлится инфляция: после пикового значения в 17,8% в апреле, к концу года мы ожидаем снижение до 12,4%», — рассказал министр сенаторам. В основе прогноза на 2023-2024 годы, по словам Решетникова, лежит сценарий ускоренной адаптации. По нему инфляция составит 5,5% на конец следующего года, а затем выйдет на целевой уровень в 4%.

«Спад экономики в 2023 году составит 0,8%, преимущественно из-за эффекта высокой базы первого квартала этого года, а также снижения чистого экспорта. В 2024-2025 годах ВВП будет расти средним темпом 2,6% в год за счет роста внутреннего спроса — и потребительского, и инвестиционного», — перечислил основные параметры прогноза министр.

При этом рост экономики будет сопровождаться сдвигами в отраслевой структуре. Возрастет доля обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок, сферы ИТ, строительного и транспортного комплексов, туризма, сферы услуг, а доля экспортно ориентированных отраслей, наоборот, снизится. «Промышленное производство будет восстанавливаться начиная с 2024 года с учетом спада в добывающей промышленности и в экспортно ориентированных отраслях экономики», — сказал Решетников.

Приоритетами в работе станут развитие транспортно-логистической инфраструктуры, импортозамещение и стимулирование инвестиционной активности. В том числе за счет таможенно-тарифного регулирования и кредитования, расширение использования госгарантий и поручительств, более активного использования механизмов фабрики проектного финансирования, а также средств Фонда национального благосостояния для крупных инфраструктурных проектов.

«Все эти инструменты дадут нужный стране экономический рост, если эффективно будут применяться на местах. Как и целый ряд уже зарекомендовавших себя механизмов — особые экономические зоны, индивидуальные программы развития регионов, инфраструктурные бюджетные кредиты, соглашения государственно-частного партнерства, внедрение регионального инвест-стандарта», — подчеркнул Решетников.

Базовый сценарий также учитывает замедление роста мировой экономики: ожидается снижение цен на нефть с 70 долларов за баррель в 2023 году до 65 в 2025-м. В то же время реальный курс рубля будет в ближайшие годы на 10-15% крепче, чем в среднем за последние 5 лет. Сохранятся риски, связанные с высокой неопределенностью в мировой экономике. «Это и рецессия на мировых рынках, прежде всего в Европе, «замедление» Китая, возможное ужесточение санкций. Поэтому необходимо обеспечить устойчивость экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках», — указывает министр. На внешнем треке продолжится интеграция в рамках Евразийского экономического союза. и со странами-партнерами.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Любовь Маврина

«Мы считаем такой прогноз вполне реалистичным при условии отсутствия новых санкций и ухудшения геополитической ситуации», — уточнил главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

Главные риски для прогноза — снижение добычи и экспорта углеводородов, а также снижение уровня инвестиций в экономику

Однако есть и риски, которые могут помешать воплотить прогноз. «По поводу реалистичности два аспекта. Первый — 2022-2023 годы. Тут главный риск — добыча и экспорт углеводородов. Второй — 2024-2025 годы. Здесь главный риск — низкий уровень инвестиций для достижения темпов роста ВВП в 2,6%», — отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

В целом такой прогноз, хотя в нем и заложены ресурсы на инвестиции, следует скорее считать планом по восстановлению экономики, чем развития. «Это прогноз восстановления после тяжелого — и по структуре, и по масштабам — удара по российской экономике, — отмечает Табах.

По его словам, в фокусе внимания должны быть усилия, направленные на отмену санкций и улучшение геополитической ситуации, поиск новых возможностей для экспорта, развитие внутреннего рынка. «Соответственно невыполнение всех этих условий помешает реализации прогноза», — полагает он.

Любовь Маврина