Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

Более 13 тысяч продуктов стали выпускаться в России под новыми названиями с февраля

11.12.2022

С февраля в магазинах появилось 13,6 тыс. новых продуктов, напитков, бытовой химии. При этом сокращение ассортимента оценивается максимум в 2,5%, сообщили «РГ» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Гастроном №1

Особенно много новинок можно встретить в отделах «Мясо», «Бакалея» и «Кондитерские изделия».Фото: Сергей Михеев/РГ

Уходящие бренды меняют названия и остаются на рынке, появляется больше продуктов российских производителей и товаров собственных торговых марок (СТМ). Но внутри категорий эксперты отмечают смещение спроса в сторону менее дорогих товаров: вместо йогуртов с кусочками фруктов покупают обычные, вместо говядины — свинину или курицу.

Никогда еще за последние лет двадцать российские торговые сети не меняли так быстро ассортимент: раньше ассортиментная матрица трансформировалась постепенно, годами, теперь эту работу ретейл вынужден был проделать меньше чем за год, говорит исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Дефицита нет ни в одной из категорий — торговые сети оперативно меняют ассортимент, подчеркивает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. С начала года в связи с уходом ряда производителей с полок было выведено 14,5 тыс. торговых наименований и введено 13,6 тыс. новых. Общее сокращение ассортимента оценивается в 2-2,5%. Но процесс замещения продолжается, и к концу года произойдет полное выравнивание показателей, считает Караваев.

Наименьшее сокращение ассортимента было в молочных, мясных продуктах и бакалее, а также кондитерских изделиях и безалкогольных напитках — здесь наблюдается активное развитие категорий и появление новинок.

Например, по данным NielsenIQ, в категории газированных напитков на фоне ухода зарубежных брендов и трансформации ассортимента было выпущено 138 новых брендов с начала года по конец сентября, а в сентябре 2022 года их суммарная доля составила уже 10% от объемов продаж всей категории. Похожая картина с джинами: с начала года в магазинах появилось 20 новых брендов. И там, и там пять из восьми растущих брендов представлены отечественными марками. Доля российских марок в категории газированных напитков приближается к 90%, оценивает Караваев.

Впрочем, значительную часть новинок таковыми назвать сложно. Уходящие западные компании передают свои российские активы местному менеджменту, и те просто меняют международное название продукта на похожее. Например, так случилось с финским производителем Valio: после продажи российского бизнеса группе компаний «Велком» продукты были переименованы в Viola. То же самое произошло с кофе Paulig, который после продажи российского бизнеса теперь реализуется как Poetti.

В той продукции, которую переименовать не получится, товары замещают новыми российскими или из дружественных стран. Активизировались поставки товаров из Китая, Турции, Узбекистана, Азербайджана, стран Юго-Восточной Азии и ближневосточных рынков.

Так, весной наиболее заметное сужение ассортимента произошло в бытовой химии и косметике — на 23%, но оно было кратковременным, говорит Караваев. В итоге доля отечественных средств для стирки выросла в два раза, минимум до 40%. Например, «Магнит» вывел 400 российских новинок в этой категории, «Лента» расширила линейку турецких средств для стирки, Х5 Group и «Ашан» развивают линейки собственных торговых марок.

Сегмент СТМ вырос с начала года более чем вдвое, и в среднем его доля достигает 16-20%, отмечает Караваев. Ретейлеры выводят на рынок свои косметику, бытовую химию, кондитерские изделия, готовые блюда.

«Сегодня на рынке сложились благоприятные возможности для выхода на рынок новых отечественных брендов», — считает эксперт. При этом кабмин выделил 500 млн рублей субсидий на рекламу российских брендов на федеральном ТВ.

По количеству товарных позиций есть некоторый недостаток. Но он не так заметен, как изменение предпочтений покупателей внутри категорий — потребители все чаще выбирают недорогие продукты, говорит Востриков. Инфляция и снижающиеся располагаемые доходы усиливают тренд на экономию среди потребителей, отмечают в NielsenIQ. Одним из ярких примеров стала категория круп: по сравнению с пиком в период начала пандемии (март 2020 г.) в марте 2022 года существенно выросли продажи круп эконом-сегмента (+17,8%), в то время как продажи премиальных брендов значительно снизились (-11%). В структуре продаж яиц с января по сентябрь единственным растущим сегментом стали яйца второй категории (+11,3%), то есть товары с самой низкой ценой. Похожий тренд наблюдается в молоке и сметане, где самыми растущими сегментами стала более дешевая продукция с небольшой степенью жирности.

Татьяна Карабут