Автокредитование снизилось на 41 процент. В чем причины и каковы прогнозы на будущее
Автокредитование в России снизилось более чем на 41 процент в уходящем году. Об этом сообщил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян во время открытой дискуссии, посвященной состоянию автомобильного рынка. Впрочем, для такого снижения были и серьезные предпосылки — само состояние рынка, которое в красках обрисовали исполнительный директор статистического агентства «Автостат» Сергей Удалов и генеральный директор консалтингового агентства АвтоБосс Татьяна Григорьева — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
По словам президента АРБ, в январе-октябре 2022 года было выдано автокредитов на общую сумму 546 млрд рублей. Это на 41,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда было выдано 930,5 млрд рублей. За последнее время минимальный уровень автокредитования был зафиксирован в 2020-м пандемийном году. Но даже по сравнению с 10 месяцами того злополучного года нынешний уровень кредитования снизился еще на 10%.
Впрочем, этому есть объяснение. В этом году всего легковых автомобилей было продано порядка 630 тыс. штук. Для сравнения в том же 2020-м пандемийном было продано 1,46 млн машин, пояснил Сергей Удалов. По его словам, уже тогда рынок показал все свои проблемы, которые в первую очередь заключались в глобализме. То есть, производство автомобилей настолько сильно завязано на поставки компонентов из других стран, что рухнуло, если не в одночасье, то довольно быстро. И в первую очередь это касается микроэлектроники.
Автомобильный дефицит — это не только российская проблема. Это проблема всех стран мира. До сих пор после 2020 года производство и поставки не налажены ни в одной стране. А дефицит — это рост цен. Машины подорожали не только в России.
Но, как пояснила Татьяна Григорьева, не надо обольщаться. Наш рынок международным автоконцернам не очень интересен. Не по политическим, а по экономическим мотивам. Продажи машин в России не высокие, если сравнивать с другими странами.
Поэтому, то, что многие производители ушли с российского рынка — было ожидаемо. Другое дело, кто и как ушел. Так официально о своем уходе объявили Volvo, Mercedes, BMW. Остальные, по сути, оставили свои представительства в подвешенном состоянии. Вроде и не уходят, но и не поставляют ничего.
В итоге, согласно данным, которые представил Сергей Удалов, в 2020 году на российском рынке были представлены 505 моделей от 74 различных брендов. Сейчас официально представлены 445 моделей от 56 марок. Но по факту реально продаются 68 моделей 17 марок.
Интересно сравнение продаж машин разных стран. Так, в 2019 году 29% продаж приходилось на европейские машины, 25% — на корейские. Третью строчку занимали отечественные автомобили — 22%. Далее шли японские машины с 19% продаж. На китайских производителей приходилось только 2% автомобилей.
В конце этого года авторынок представляет следующую картину. На российские автомобили приходится 42% продаж. На второй строчке уже китайские машины с 25% продаж. Пока еще не сдаются корейские марки — 13%. На японские приходится 8%, а на европейские — 7%.
Стоит отдельно сказать о цене автомобилей. Если изначально она коррелировалась с курсом валют, то с начала этого года стоимость авто живет своей жизнью. Как бы не снижался курс, машины сохраняют высокую цену. Очевидно, что это не делает их привлекательными для людей. Поэтому и автокредитование просело. Хотя, как отметили эксперты, доля продаж автомобилей в кредит установилась на 44%. При этом до 60% автомобилей LADA продается в кредит.
Кроме того, банки перестали бояться кредитовать подержанные автомобили. Сейчас — половина авто с пробегом приобретается в кредит. Но это связанно уже с другой тендецией. А именно ростом количества подержанных машин, которые завозятся в Россию. Импорт подержанных машин вырос с начала года более чем на 62 процента.
Однако эксперты также отметили, что в ближайшие два года ожидать снижения стоимости автомобилей не стоит. Нет для этого предпосылок.
Что же касается автокредитования, то банки уже делают все возможное для их доступности. В частности, снижение долговой нагрузки за счет увеличения сроков кредитования. В среднем с начала года этот срок вырос на 15% и уже превышает в большей части регионов пять лет. Но даже доступность кредитования не делает доступными автомобили.