Категории Главная темаНа ДонуНовостиРоссийская газета

Астроном из Ростовской области создал обсерваторию на собственной даче

13.01.2023

Там, где обычные люди копают грядки, Евгений Ромас устроил обсерваторию. / Из личного архива Евгения Ромаса

На правом берегу реки Кагальник на камышовых просторах лежит хутор с веселым названием Кочеванчик. Историки и топонимисты так и не пришли к единому мнению по поводу его названия. Скорее всего, происходит оно от слова кочевать, а ввиду незначительных размеров местечка и существительное получилось уменьшительно-ласкательное — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Вот в этом хуторе и присмотрел себе в 2019 году дачу Евгений Ромас. Понравилось место тем, что находится вдали от освещенных искусственным светом трасс и населенных пунктов, а поэтому ночи здесь как надо: черные, хоть глаз выколи, ничего не видно. А значит, и звезды сияют ярче, чем где бы то ни было.

Там, где обычные граждане сажают помидоры, он установил телескоп диаметром 25 см, который подсоединен к компьютеру. На нем и отслеживает все, что происходит в космосе. Зарегистрировал телескоп под номером L76. И уже в начале октября имя Евгения Ромаса попало в топ новостей: он подтвердил обнаружение нового астероида 2022 SE37, стремительно несущегося в сторону Земли. Астероид был также зафиксирован в Кубанском госуниверситете на 50-сантиметровом телескопе.

На такой картине неба надо умудриться заметитьподозрительную точку астероида. Фото: ИПМ им. М.В. Келдыша РАН

Для установления любого научного факта нужно, чтобы его подтвердили несколько не зависимых друг от друга источников. Так что со свидетельством астронома из Кочеванчика существование астероида было доказано. За крошечной движущейся точкой Ромас следил еще с августа, но в особо темную звездную ночь, 1 октября, ему наконец удалось сделать качественные астроснимки. Астероид 2022 SE37 был открыт 24 марта 2022 года на обсерватории G96, которая находится на горе Леммон в американском штате Аризона. Но до конца сентября оставался слишком тусклым объектом, чтобы его могли пронаблюдать телескопы любительского класса.

— По программе подтверждения открытия астероидов я пронаблюдал данный объект у себя на дачной обсерватории L76. Отснял область неба, где он должен был находиться, обработал. И так как его орбита была плохо известна из-за малого количества наблюдений, то он оказался не в центре кадра, как предполагалось, а почти на краю, — рассказывает Ромас. — Но этого было достаточно, чтобы подтвердить его наличие достаточно близко к расчетным.

Евгений провел расчеты и полученную астрометрию (измерения точного положения объекта относительно звезд) отправил в Институт прикладной математики им. Келдыша (ИПМ) при Российской академии наук, где, собственно, и находится его рабочее место. Там подтвердили правильность выводов о том, что малая планета полукилометрового размера обращается вокруг Солнца по вытянутой орбите с периодом 3,44 года. Почти одновременно те же действия выполнил Александр Иванов из Краснодарской обсерватории C40. Измерения были приняты и учтены для уточнения орбиты этого астероида.

— Хоть астероид и сближается с Землей, опасности он не представляет, так как орбиты космических тел не пересекаются, — успокоил нас астроном. — Максимальное сближение с Землей составляет 15 млн км.

Наблюдал он и за другим небесным телом. Об опасном приближении к Земле астероида Апофис предупредили эксперты из ВНИИ ГОЧС еще в январе 2022-го. Объект диаметром с полкилометра и весом 27 млн тонн подлетит к Земле весной 2029 года на расстояние, на котором на орбите размещены геостационарные спутники.

Сейчас Евгений Сергеевич решил обустроить на своем дачном участке полноценную обсерваторию под названием Nomad. С весны собирается заливать основание, чтобы установить колонны и павильон для телескопа.

Сам он сугубо городской житель, родился в Ростове-на-Дону. Про себя рассказывает, что с самого детства был очень любопытным. Однажды летним вечером, гуляя с бабушкой по улице и посмотрев на небо, увидел падающую звезду. Для маленького мальчика это было первое потрясающее открытие. До самой ночи не мог заснуть, засыпая бабушку вопросами. Та отвечала, как могла, но ее ответы не удовлетворили вспыхнувшее любопытство. И, едва открылись утром магазины, маленький Женя побежал искать книги. Так постепенно он стал частым гостем в библиотеках — сначала в школьной, а потом и в городских. А по телевизору смотрел не мультики, а научно-популярные программы про космос и его тайны. И когда через три года пошел в школу, изумил своими познаниями учителей.

Вселенная — она бесконечна, и чем больше мальчик погружался в ее познание, тем интереснее ему становилось и тем больше он понимал, сколько еще он не знает, да и никто не знает. Он целыми днями читал книги, смотрел научные программы, жадно впитывая информацию.

После школы, конечно, поступил в технический университет, на специальность вычислительная техника и сети. Только с помощью математических алгоритмов можно хоть как-то представить систему, по которой создана Вселенная, уверен он. Затем восемь лет работал в ИT-компании. Большие объемы информации, огромные потоки и скорости ее передачи… Но Евгений понимал, что это не совсем то, к чему он стремился. Сам написал в Пулковскую обсерваторию в Петербурге, предложил свою кандидатуру. И его приняли. Сейчас в астрономическом научном центре госкорпорации «Роскосмос» он наблюдает за околоземным космическим пространством. И вот тут пригодились познания, приобретенные в ИT-отрасли. Ведь современная астрономия — это точные расчеты, математика и программирование, помноженные на искусственный интеллект, а еще на интуицию астронома. Из огромного числа снимков нужно уметь увидеть, почувствовать именно свою звезду.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Александр Беляев

Кстати

Топ-3 кратеров Земли, которые появились из-за астероидов

1. Госсесс Блафф, Австралия — самый «красивый»

Кратер образовался в результате падения астероида диаметром 22 км 142 млн лет назад. Небесное тело врезалось в поверхность Земли на скорости 65 тыс. км/ч. Энергия столкновения составляла 10 в двадцатой степени джоулей, так что жизнь на континенте столкнулась с большими проблемами.

Фото: aboriginalastronomy.com.au

2. Вредефорт, ЮАР — самый мощный

Вредефорт считается крупнейшим ударным кратером на Земле. К счастью, метеорит, упавший 2 млрд лет назад (диаметр его составлял 10 км), не нанес существенного вреда жизни на Земле, так как в то время еще не существовало многоклеточных организмов. Но столкновение, без сомнения, сильно изменило климат нашей планеты.

3. Чиксулуб, Мексика — самый легендарный

Возможно, падение этого метеорита стало причиной исчезновения динозавров. Столкновение произошло 65 млн лет назад, когда астероид размером с небольшой город врезался в Землю с энергией в 100 тератонн в тротиловом эквиваленте. Это 1 млрд килотонн. Для сравнения: атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, имела мощность 20 килотонн.

Лариса Ионова (Ростовская область)