Категории Актуальные вопросыКультураНовостиРоссийская газета

Не время умирать. В прошлом году российские фильмы заработали 12,3 млрд рублей

27.01.2023

На отечественные ленты пришлось больше половины кассовых сборов, но кинотеатрам еще предстоит через многое пройти -пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Согласно отчету, представленному Фондом кино, в 2022 году российские фильмы совокупно заработали 12,3 млрд рублей, что составляет 52,1% от сборов в отечественном кинопрокате. В последний раз подобная ситуация наблюдалась еще в далеком 2015 году. Кроме того, если сравнить эти же показатели предыдущих лет (2021 — 10,4 млрд рублей и 25,6%, 2020 — 10,7 млрд рублей и 46,9%), то можно с уверенностью сказать, что у нас постепенно формируется тренд на доминирование в прокате именно российского, а не зарубежного кино. Но если сравнивать общие объемы выручки, то 2022 год в сравнении с предыдущим для российских кинотеатров ознаменовался драматическим падением сборов — почти на 42% или с 40,7 до 23,7 млрд рублей.

В первую очередь связано это с уходом из России многих западных кинокомпаний. Напомним, в связи с началом специальной военной операции The Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros. и другие крупные мейджоры приняли решение на время приостановить выпуск своих картин в российском прокате, и из-за чего буквально в последний момент были отменены премьеры нового «Бэтмена» и мультфильма Pixar «Я краснею». С тех пор многие эксперты прогнозировали «драматические», «фатальные» и прочие не самые приятные последствия для кинотеатров: от массового закрытия до умирания целой индустрии.

Безусловно, кризис оказался серьезным. Так, кинотеатральные сети столкнулись с необходимостью сокращения расходов, в результате чего часть залов работают в ограниченном режиме или вовсе не функционируют, а многим работникам — билетёрам, кассирам, уборщикам и другим — сокращают смены или вовсе отправляют в неоплачиваемые отпуска. К тому же, согласно данным Министерства культуры РФ, количество кинотеатров и кинозалов в России сократилось более чем на 11% с начала 2022 года. Сейчас в стране на регулярной основе продолжают работу порядка 2,1 тыс. кинотеатров и 5,3 тыс. кинозалов. Цифры внушительные, но до катастрофы пока далеко.

Тем более прокат весь год не простаивал, а наполнялся фильмами, разнообразными по жанрам, форматам и странам производства — победители Каннского кинофестиваля, индийский боевики, европейские авторские ленты и многое другое. Даже иногда голливудские новинки проскакивали. Хоть картины не всегда отличались отменным качеством, однако взамен они предлагали широкий выбор, как говорится, на любой вкус.

В связи с этим отдельно стоит упомянуть триумф недавнего «Чебурашки». Семейное кино об ушастом любителе мандаринов все еще триумфально идет по кинотеатрам, собрав в общей сумме больше 5 миллиардов рублей, что является на данный момент абсолютным рекордом для отечественного кинопроката — даже первый «Аватар» настолько высокую планку не брал. Конечно, можно долго спекулировать и откровенно потешаться над тем, что подобные результаты были достигнуты только за счет того, что больше нечего было смотреть. Однако комедия Дмитрия Дьяченко получилась действительно качественной, и на самом-то деле ее пример показателен — российские зрители готовы смотреть «родное» кино и в больших объемах, если оно хорошо и ладно сделано, и при этом продюсеры с прокатчиками уделяет должное внимание рекламной кампании. Потенциал обгонять последние новинки Голливуда есть. Не случайно среди пяти картин, больше всего собравших в российском прокате за 2022 год, значатся две отечественные — «Сердце Пармы» (926 млн рублей) и «Последний богатырь: Посланник Тьмы» (1,699 млрд рублей). Просто надо еще больше работать, а потому весьма многообещающе выглядят стремления Фонда кино и Министерства культуры оказывать беспрецедентную поддержку производителям киноотрасли, чтобы выход российских фильмов стал более массовым.

Глупо будет утверждать, что для отечественного кинопроката тяжелые дни подошли к концу. Произошла некоторая стабилизация, но все еще многое зависит от того, смогут ли российские кинокомпании создавать достаточно контента, чтобы обеспечивать непрерывный поток громких премьер. На это уйдет минимум пару лет. К тому же важную роль играет то, захотят ли западные мейджоры продолжить вести дела в России. В частности, французская кинокомпания Pathé вернулась на российский рынок и готовит к релизу новую часть «Астерикса и Обеликса». Да и параллельный импорт, несмотря на свою неоднозначность, помогает кинотеатрам держаться на плаву. Остается надеется, что индустрия справится с кризисом. Тем более — как год встретишь, так его и проведешь. А 2023 для российского кино начался с «Чебурашки».

Константин Губанов

источник:https://rg.ru/2023/01/26/ne-vremia-umirat-v-proshlom-godu-rossijskie-filmy-zarabotali-123-mlrd-rublej.html