«Такого позора мировое фигурное катание еще не знало»: на чемпионате Европы главным героем стал трансгендер
Не будем обольщаться. Мировой спорт обходится и без нас. Громких протестов по поводу отстранения россиян что-то не слышно. Но и ярым нашим оппонентам, назову их прямо — врагами, ясно: нет русских, и состязания много теряют — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Такого позорища мировое фигурное катание еще не знало. Поначалу это существо еще держалось на подрагивающих ногах, но потом вдруг упало на колено и уже не смогло самостоятельно подняться. Фото: YLE
Меньше конкуренция. Не так яростна борьба. Порой в некоторых видах, где доминирование России очевидно, даже чемпионаты Европы превращаются чуть ли не в фарс. И это на фоне, признаем, затухающего интереса к Олимпийским играм — главным и самым хлебным для руководителей мирового спорта комплексным турнирам. В этом, а вовсе не в симпатии или сочувствии к России и россиянам видится позиция президента МОК Томаса Баха, вроде как русофобские шоры сбросившего и предложившего все же допустить при определенных условиях наших спортсменов на летние Игры-2024 в Париже.
Чтобы стало понятно: личный опыт
Иногда и позиция руководителя международной спортивной организации мало что значит. Знаю это на примере собственного не горького, а скорее обидного опыта. С 1997 года я — член Исполкома Международной ассоциации спортивной прессы (АИПС), объединяющей репортеров 150 стран. В 2001-м избран вице-президентом этой организации и занимал этот пост до марта 2022 года. Зарубежные друзья-коллеги называли меня «рекордсменом», даже «легендой АИПС». Кто-то намекал, будто пора обращаться к Книге рекордов Гиннесса.
Но в начале марта 2022-го был собран Исполком АИПС: безвестные представители Украины в АИПС потребовали исключения россиян из рядов. На заседании исполкома, проходившем в режиме онлайн, состоялось и голосование, в котором я, понятно, не участвовал. К моему удивлению, все 16 членов исполкома, включая руководство, единогласно высказались против исключения.
Через несколько дней президент АИПС, сумевший в этой тяжелой ситуации сохранить строго нейтральную позицию, позвонил по телефону из Милана. 21 страна Европы требует полного российского бана. Инициаторы, понятно, соседи c Украины и некие латыши, к спортивной журналистике отношения вообще не имеющие. Стращали неучастием в Конгрессах АИПС, выходом из организации. Это было действительно угрожающе. Потерять два десятка стран, пусть большинство из которых мелкие, далеко не спортивные, для любой международной организации очень серьезно.
Вопрос европейцами был поставлен ребром: или — или. Я предложил выход: выхожу в отставку, а членство России остается. Что и было принято. Но старые, не предавшие меня друзья по АИПС сообщали: вопрос об исключении может быть поставлен на Конгрессе АИПС. И президенту организации пришлось проявить даже некую, я бы сказал, дипломатическую твердость, чтобы не включать пункт о бане в повестку. Мы остались в АИПС. Но одна из позиций в руководстве пусть и не в столь важной, скорее околоспортивной, профессиональной международной организации минимум на четыре года потеряна.
Но что спортивная журналистика — ни один из россиян не был избран и в руководство Международного союза конькобежцев (ИСУ). Все понимают, что наши фигуристы лучшие в мире, а конькобежцы входят в число быстрейших. И по всей логике среди задающих тон в этом ледовом союзе обязаны быть представители государства-лидера. Ничего подобного. А в придачу продление отстранения наших спортсменов от чемпионатов, запрет проведения турниров на территории РФ.
Буренка на льду
Такого позора мировое фигурное катание еще не знало. В популярнейшем виде, где спорт естественным образом переплетается с искусством, артистизмом и высочайшей эстетикой, произошло событие безобразное. На только закончившемся чемпионате Европы в финском Эспоо, куда лучшие европейские фигуристы-россияне решением ИСУ были не допущены, главная партия в увертюре была отдана трансгендеру, одетому в похабнейший женский костюм. Бесстыдно выпадающая наружу огромная грудь, фигура необъятных размеров, странное выражение лица — только это может оттолкнуть от изящного фигурного катания. Не знаю, как назвать выехавшее на полусогнутых ногах существо, которое стало главным действующим лицом торжественной церемонии открытия. Поначалу оно, не хочу оскорблять спортсменов, называя представителя или представительницу ЛГБТ фигуристкой, еще держалось на подрагивающих ногах. Потом вдруг упало на колено и не смогло самостоятельно подняться. После относительно долгих усилий ему с трудом помогли кое-как обрести равновесие. И тут, извините, вспомнилось выражение «как корова на льду», которой вручили флаг Финляндии — организатора первенства Европы. Оказалось, что знаменоске 59 лет, раньше оно было мужчиной и носило имя Маркку-Пекка Антикайнен, а потом превратилось в женщину.
Я уверен, что позорище в Эспоо было заранее согласовано
Не раз был руководителем пресс-центров чемпионатов мира, Европы, этапов и финалов Гран-при. Любая официальная ледовая процедура, тем более церемония открытия, всегда досконально проговаривается, согласовывается, а иногда и корректируется ИСУ. Уверен, позорище в Эспоо тоже было заранее согласовано. Положительное или негативное отношение к ЛГБТ тут ни при чем. Уж очень страшным было зрелище в санкционированном выступлении трансгендера.
И многое, сейчас в мировом спорте происходящее в какой-то, конечно, менее гадкой степени, напоминает мне эпизод в Эспоо. Травля белорусов и россиян, запрет спортсменам осуществлять профессиональную деятельность. Да это попадает и под статью о лишении возможности получать законную выгоду. Все растоптано. И тут трансгендер как символ фигурного катания.
МОК бьется в сомнениях
Олимпийского чемпиона Томаса Баха не надо недооценивать. Да, немец не практически независимый мультимиллионер и совладелец крупнейшего банка, как многолетний президент МОК испанский маркиз Хуан Антонио Самаранч. Но он, знаменитый фехтовальщик-рапирист, не может не чувствовать, что бан на русских опускает планку олимпийской популярности. Тут дело не в лозунге «Спорт вне политики». Неправда это, не нашими стараниями, но формула себя изжила и безвозвратно ушла. Не то что вне политики, а в самой ее сердцевине: именно спортсмены (увы, наши) первыми ощущают на себе болезненные моральные и финансовые удары со стороны политиков.
И Бах, в феврале прошлого года выкрикнувший «ату», в меру сил пытается восстановить если не справедливость, до этого далеко, то хоть какой-то баланс. На этой неделе МОК вынес решение о возможном участии России и Беларуси в Олимпийских играх. Еще немного, и было бы поздно: в нескольких видах спорта отборочные квалификационные соревнования уже начались. Допуск отменяется при соблюдении жестких условий. Понятно, не имею в виду обязательное соблюдение антидопинговых требований. Нашим предлагается выступать без гимна. Флаг — не родной триколор, и даже не полотнище Российского Олимпийского комитета, и, довольно удивительно, не МОК, а непонятно какой — нейтральный. Статус тот же — нейтральный. Что ж, выступать таким странным образом на олимпийских соревнованиях уже приходилось.
Не допустят на Олимпиаду госслужащих и чиновников. Но это же практически нереально. Многие тренеры, спортивные руководители получают зарплату из госбюджета. А откуда еще? Как с ними?
А дальше следует требование немыслимое. Допуск осуществляется, если спортсмен не поддерживал СВО и не участвовал в митингах. Соответствующая проверка будет осуществляться — пока сложно понять, кем и когда. Не на детекторе же лжи? Полная чушь, ибо в этом же заявлении говорится совсем противоположное: «Ни единому спортсмену нельзя препятствовать стартовать в соревнованиях только из-за его паспорта».
Почему лезут в личную жизнь потенциальных российских олимпийцев? Почему лишают права на собственное мнение в собственной стране? Представьте хоть на минуту, что некий чемпион-американец не смеет получить олимпийскую лицензию только из-за того, что поддерживал не Байдена, а Трампа. Какое и кому может быть дело до личных убеждений россиян? Так что жесточайшее условие соблюдения непонятно какой лояльности обязательно требуется оспорить.
Несмотря на протесты со стороны Украины, Международный олимпийский комитет с большой долей вероятности допускает участие российских и белорусских спортсменов в Олимпиаде 2024 года и других международных соревнованиях.