Категории НовостиРоссийская газета

Аналитики рассказали о реальной ситуации с дефицитом бюджета

04.03.2023

Из российского федерального бюджета в этом году исчезла присущая ему сезонность: государство потратило из казны больше денег в начале года, а не в конце, как это обычно было. Отсюда появился и кажущийся большим для января-февраля дефицит бюджета. При этом в казну за те же два месяца поступила заметная сумма налоговых доходов, покрывшая локальный дефицит. В целом деньги теперь должны приходить в бюджет и уходить из него более равномерно, рассчитывают эксперты- публикует наш информационный партнёр «Российская газета».

«За два месяца 2023 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило более 5 трлн рублей налоговых доходов, что превышает аналогичный показатель прошлого года. Сейчас Казначейство осуществляет распределение этих доходов по уровням бюджетной системы. Я думаю, те, кто прогнозировал нам большой дисбаланс, будут очень сильно расстраиваться», — сообщил на днях министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью RT.

Пять триллионов рублей доходов за два месяца — это около 19% плановых доходов за полный год. «Для первых двух месяцев более характерны доли 15-17%. Но надо понимать, что в целом, анализ типичной сезонности доходов и расходов сейчас не очень помогает прогнозу, потому что сезонность очевидно поменялась из-за большого числа налоговых инициатив и экстраординарных расходов», — отмечает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.

Январь пошел в расход

Первые предварительные оценки дефицита федерального бюджета в этом году напугали многих. Так, превышение расходов над доходами в январе составило 60% от плана на весь 2023 год (2,925 трлн рублей). Доходы в январе сложились в размере 1,356 трлн рублей, это на 35% меньше объема поступления доходов в январе 2022 года. Нефтегазовые доходы составили 426 млрд рублей, сократившись к январю 2022 года на 46%. Ненефтегазовые доходы составили 931 млрд рублей, уменьшившись на 28%. Расходы бюджета в январе составили 3,117 трлн рублей, превысив показатели января 2022 года на 59%.

енденция продолжилась и в феврале: по данным госпортала «Электронный бюджет», дефицит федерального бюджета по итогам второго месяца года вплотную приблизился к 4 трлн рублей. Таким образом, он формально превысил весь годовой план на триллион рублей.

Дефицит федерального бюджета в первый месяц 2023 года сформировался под влиянием двух факторов, поясняет аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Антон Фуфачев. «Первый — авансирование расходов федерального бюджета для их более равномерного распределения в течение года. Ранее для Минфина РФ была характерна «сезонность» в распределении расходов — существенная их часть осуществлялась в декабре. Второй — переход на обновленную систему уплаты налогов через ЕНС (единый налоговый счет) и изменения в налоговом регулировании для более быстрых налоговых возмещений для компаний», — рассказывает он. В январе 2023 года Минфин возвращал НДС и налог на прибыль за четвертый квартал 2022 года, что характерно снизило общие доходы федерального бюджета, добавляет Фуфачев. Раньше возмещение таких налогов происходило равномерно в течение квартала.

Доходные части

С учетом перераспределения расходов в течение года и уплатой отдельных налогов (например, налог на дополнительный доход от добычи сырья — НДД) раз в квартал, дефицит по итогам двух месяцев по большей части не может быть значимым индикатором баланса бюджета в конце 2023 года, то есть необходимо смотреть на статистику хотя бы за полный квартал, считает Фуфачев. Кроме того, с апреля нефтегазовые доходы будет поддерживать ограничение дисконта на расчетную цену нефти — бюджетные риски скорее сосредоточены в объемах добычи и экспорта, а также в исполнении расходов, добавляет Куликов.

По мнению главного экономиста рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, скорее всего, доходы федерального бюджета до конца года будут на хорошем уровне — Минфин и правительство приняли для этого ряд мер (в том числе повышение налога на добычу полезных ископаемых — НДПИ — для нефтяных, газовых и угольных компаний; разовый платеж в казну из дополнительной прибыли для ряда представителей крупного бизнеса — «РГ»). «При контроле за расходами дефицит на протяжении года будет управляемым, а ситуация января и начала февраля — временным отклонением», — подчеркивает Табах.

В оплатном долгу

Кроме того, для финансирования расходов бюджета у России есть козырь в рукаве: низкий уровень госдолга. Это значит, что казна может безболезненно привлекать заимствования. «У нас долг на начало текущего года составил 15,1% ВВП. И это наше преимущество, которое дает нам возможность маневра с точки зрения операций на финансовом рынке, и возможности для заимствования, финансирования расходов бюджета в будущем», — рассказал Антон Силуанов.

Если посмотреть на развивающие страны и их соотношение долга к ВВП, то можно увидеть разнородную картину, но медианное значение госдолга для 2021 года составит 57% ВВП, что существенно выше российского, констатирует Фуфачев. «С точки зрения экономики, краткосрочно бюджет может наращивать долг в необходимом для поддержки экономики объеме. Ключевое правило сбалансированности долгосрочное — процентные ставки по новому долгу не должны превышать темпы роста доходов бюджета», — говорит аналитик. Финансирование дефицита федерального бюджета в законе о бюджете на 2023 год предусмотрено за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ) и выпуска внутренних заимствований (до 3,5 трлн рублей за 2023 год). В условиях закрытых внешних рынков для наращивания госдолга по сути остается один вариант — как раз наращивание выпуска внутренних облигаций федерального займа, уточняет Табах.

Подходы к определению безопасной границы госдолга для каждого государства отличаются в зависимости от присущих стране рисков и типичной структуры, а также демографии и перспектив роста. «Для примерного расчета есть «правила большого пальца», упрощенные подходы. Если ежегодное обслуживание долга стоит правительству более 10-12% доходов и нет достаточно емкого постоянно открытого рынка заимствований, нагрузка, как правило, считается чрезмерной. Если считать для России реалистичными долгосрочные рублевые ставки порядка 8%, то для достижения этой условной границы (10% доходов) долг федерального бюджета в России должен приближаться к 25% ВВП. В этом смысле, 15% — это невысоко», — рассказывает Куликов. Кроме того, чистый долг (за вычетом ликвидных активов) на данный момент меньше 15% ВВП, напоминает он.

Роман Маркелов

https://rg.ru/2023/03/03/analitiki-rasskazali-o-realnoj-situacii-s-deficitom-biudzheta.html