Троица – день рождения Православной церкви
Наш добрый помощник, как и при подготовке предыдущих выпусков православной страницы, – священник Алексей ЗАХАРОВ, настоятель храма Матроны Московской Волгодонской епархии. Из многих событий майского православного календаря он выбрал и подсказал нам самые важные и значимые. В этом выпуске отец Алексей рассказывает о двух тесно связанных событиях, особо чтимых в христианском мире. Это Вознесение и День Святой Троицы. Оба связаны с великим событием – сошествием на землю Святого Духа.
Что этот праздник символизирует, какие церковные традиции существуют на Троицу – разбираемся вместе со священником.
Святой Троице предшествует Вознесение Господне, которое празднуется на сороковой день после Святой Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг. (В этом году этот день выпал на 25 мая).
– Какое красивое, возвышенное название праздника! Батюшка, давайте вспомним, в чем особый смысл Вознесения?
– Да, Вы правильно заметили. В самом слове «вознесение» слышатся радость, легкость, полет, бесконечное движение ввысь. Это как бы вызов тем, кто привык все на свете объяснять так называемыми «законами природы». А вот что говорит православное учение.
После своего Воскресения Иисус Христос не раз являлся апостолам. Спаситель учил их основам распространения истинной веры. В день последнего такого явления Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа – третьего Лица Святой Троицы, «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью…» (Лука, 24, 50-52).
Давайте подумаем: о чем эта великая радость? Ведь это был день разлуки, впереди – длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов… Христос как будто ушел, оставил апостолов… Закончилась радость земного ежедневного общения со Спасителем под покровом Его силы и Божества? Но это была «радость разлуки». И не уход Христа празднует Церковь.
Небо как царство истины
Вознесение – это праздник духовного неба, открытого человеку как новый и вечный дом. В таком понимании небо – это не бесконечный космос. Это имя христианского призвания и правда о земле, царство вечной жизни, истины, добра и красоты. Оно было потеряно людьми по грехопадении, но раскрыто и возвращено Христом. Небо – это полное одухотворение человека, победа над смертью, торжество любви и истинного знания; это тот предел устремлений, про который сказано так:
– Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е послание апостола Павла к коринфянам, 2, 9).
Вознесением завершилось земное служение Бога Сына, принявшего на себя человеческий образ. Победив смерть, Он совершил и большее: в Своем Лице вознес человеческую природу к престолу Бога Отца. Этим Он приготовил людей к принятию Святого Духа, которое и совершилось через десять дней на Троицу, или Пятидесятницу (в этом году – 4 июня).
– Батюшка, а в чем смысл второго названия праздника – Пятидесятница?
– Действительно, Троица и Пятидесятница – два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, то есть «на пятидесятый день». Ну а из истории религии мы еще знаем, что двойное название – свидетельство ветхозаветных истоков праздника.
Праздник победы над злом
Все религии – и среди них самые первобытные – знали праздник летнего цветения, первых всходов и плодов. В древнейшие ветхозаветные времена Пасха была праздником весеннего воскресения природы, а Пятидесятница символизировала переход весны в лето, когда побеждает солнечный свет и воцаряется космическая полнота. Но позднее этот праздник приобретает новое значение. Это и благодарность Богу за появление плодов земли и новую жатву, и память о даровании святому пророку Моисею десяти Божественных заповедей на горе Синай. Религия, иными словами, перестала быть только природой и стала началом истории. Переход весны в лето – символ духовной судьбы человечества.
А незадолго до Рождества Христова Пятидесятница стала мыслиться как праздник будущей окончательной победы Бога над злом, наступления великого и последнего «дня Господня».
В I веке по Рождеству Христову Пятидесятница стала одним из главных христианских праздников.
– Как об этом рассказывают апостолы-евангелисты?
– Господь перед Вознесением обещал Своим ученикам ниспослать утешителя – Святого Духа. Апостолы вместе с Божьей Матерью ждали этого в Иерусалиме. Как рассказывает евангелист Лука в книге Деяний апостольских, в день Пятидесятницы, когда апостолы все вместе находились в горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. И в этот момент Дух Святой сошел на апостолов в виде разделяющихся языков, похожих на огненные.
И память о трех ангелах
– Конечно, нужно раскрыть и толкование основного, самого распространенного имени праздника – Троица?
– Согласен. Праздник называется Троицей еще и потому, что именно после сошествия Святого Духа люди узнали, что все лица Триединого Бога заботятся о мире. Бог Отец – творит. Бог Сын – освобождает людей от рабства смерти. Бог Дух Святой – освящает через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Поэтому праздник Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви.
На Троицу с первых времен христианства храмы и дома украшают ветвями и цветами, а церковный пол устилают травами. На Божественной Литургии люди стоят с букетами в руках. У этой традиции есть два объяснения. Первое – основано на том, что Божьи заповеди были дарованы Моисею в то время, когда вблизи Синайской горы все зеленело и цвело. Второе – напоминает о явлении Бога праотцу Аврааму в виде трех странников – ангелов. (Именно это событие ветхозаветной Священной истории и изображено на нашей иконе Святой Троицы. Наиболее известная из них икона создана великим русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым в XV веке). Украшенный цветами и травами храм символически изображает собой Мамврийскую дубраву, где произошла эта встреча.
Таким и вошел этот праздник в народное сознание и русскую литературу. Так и воспринимаем его мы – как некое солнечное, светлое торжество цветения, радостную встречу человека с духовным миром во всей его красоте и благодатности.
Для христиан праздник Пятидесятницы – это исполнение всего, о чем учил Христос. Отныне мир, история, время и жизнь – все освещено светом и наполнено смыслом.
– Какой красивый и мудрый смысл… И, конечно, мы приглашаем читателей обязательно прийти на специальные службы в Троицын день, всегда такие красивые и особенно одухотворенные.
– Да, непременно приходите, откройте свои души для благодати!
Расписание богослужений можно найти на сайте Волгодонской епархии. Специальные службы пройдут во всех храмах Волгодонска.
– Спаси, Господи, отец Алексей!
А эти снимки сделаны 2 июня 2022 года. В этот день епископ Волгодонский и Сальский Антоний совершил Божественную литургию престольного дня в храме Святой Троицы слободы Большая Мартыновка (Великокняжеское благочиние).
Материал подготовила Ольга КУЗЬМИЧЕВА, Фото – с сайта Волгодонской епархии. «Волгодонская правда» №20 от 27.05.2023 г.
Оформите подписку на наше издание, чтобы узнавать больше новых историй.
Читайте интересные новости «ВП» в Telegram, ВК и Однокласскинах