Рост цен на нефть разгоняет подорожание топлива в России
Подорожание топлива в России, связываемое с увеличением экспорта, логистическими проблемами и ослаблением рубля совпало с ростом мировых котировок на нефть и нефтепродукты. Только за прошедшую неделю бочка североморской нефти Brent подорожала с 90 до 94 долларов, а цены на нефтепродукты в некоторых странах Европы, например, в Чехии выросли на 10-30% — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Поскольку Россия экспортер бензина и дизельного топлива (ДТ) рост мировых цен ретранслируется на наш рынок, даже несмотря на то, что в Европу мы нефтепродукты не поставляем. Это делает, к примеру, Индия, закупая их у нас и перепродавая или заменяя на внутреннем рынке свои, которые отправляет в Европу, или производя бензин и ДТ из нашей нефти. Рынок, невзирая на все усилия политиков, пока остается глобальным.
Растут цены на нефть и нефтепродукты во многом благодаря усилиям нашей страны и других участников сделки ОПЕК+. Суммарно объявленное альянсом сокращение добычи нефти составляет более 1,6 млн баррелей в сутки. Помимо этого, Россия до конца года добровольно снизила экспорт нефти на 300 тыс. баррелей в сутки. Для нашей страны рост цен на нефть увеличивает поступления нефтегазовых доходов в бюджет. Август уже стал рекордным месяцам по приходу средств из нефтяной отрасли. Более того, по данным финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), в начале сентября продажи за границу в денежном выражении наших нефти и нефтепродуктов выросли относительно начала августа еще на 20%, несмотря на снижение физических объемов экспорта. Вот только побочный эффектом этого стал быстрый рост цен на топливо в России.
На торгах Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) 15 сентября тонна бензина АИ-92 впервые стала стоить дороже 70 тыс. рублей (70 тыс. 446 рублей). Котировки АИ 95 также подросли до 76 тыс. 403 рублей, это близко к историческому максимуму (76 тыс. 876 рублей), который был достигнут 7 сентября. Обновила исторический рекорд цена на дизельное топливо поднявшись до 73 тыс.758 рублей за тонну. С начала года биржевые цены на АИ-92 поднялись почти на 90%, на АИ-95 — на 88%, а на дизельное топливо — на 68%. Рост оптовых цен спровоцировал подорожание в рознице, по данным Росстата, на АЗС цена бензина с начала года поднялась на 8,5%, а дизельного топливо — на 7,3%.
Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, конъюнктура мирового рынка влияет на оптовые цены на нефтепродукты в России, но влияние это не прямое и не линейное. Механизмом минимизации такого влияния был демпфер (выплаты нефтяниками из бюджета части разницы между экспортными и российскими ценами в опте при поставках топлива на внутренний рынок).
Но правительство сократило вдвое выплаты по демпферу с 1 сентября этого года. Это были выпадающие доходы бюджета и достаточно значительные, за август выплаты составили почти 186 млрд рублей. Теперь при аналогичных условиях потери казны составили бы лишь 93 млрд рублей. Показательно, что рост биржевых цен на топливо начался сразу же, как было объявлено о сокращении демпфера.
По мнению Андрианова, возросшая корреляция мировых и внутренних цен — это признак недостаточной эффективности действия демпферного механизма. Сокращение демпферных выплат ведет к подорожанию нефтепродуктов в России. Наш рынок стал более чувствительным к колебаниям мировой конъюнктуры, считает эксперт.
Главный вопрос, что сейчас для нашей экономики важнее, высокие и растущие доходы бюджета или стабильные и низкие цены на топливо? С дефицитом бензина и ДТ в некоторых регионах почти со стопроцентной вероятностью правительство справится, не прибегая к каким-то налоговым послаблениям для отрасли. А вот снизить цены без этого едва ли получится. Компании не могут работать в убыток.
Как отмечают эксперты группы «Деловой профиль», попытки правительства сдержать рост внутренних цен на нефтепродукты через сокращение экспорта нефти и увеличение нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже пока не могут сдержать роста оптовых цен. А если нефтяные компании лишатся выплат по демпферу вовсе, может случиться, что исчезнет и стимул, поддерживающий внутреннее предложение.
Последнее вполне возможно. Производители нефтепродуктов лишаются прав на выплаты по демпферу в том случае, если биржевая цена на бензин АИ-92 превышает индикативную цену (установленную государством) на 10%, а цена летнего ДТ — на 20%, поясняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Индикативная цена для бензина АИ-92 составляет 56 900 руб. за тонну, а для ДТ- 53 850 рублей за тонну. Соответственно, предельный уровень цен, после достижения которого нефтяники лишаются субсидий, составляет для бензина АИ-92 62 590 рублей, а для ДТ — 64 620 рублей за тонну. Если биржевые цены в ближайшие две недели не пойдут резко вниз, то нефтяники по итогам сентября 2023 года останутся без субсидий, считает эксперт. Причем, по его мнению, связанные с этим потери во многом компенсируются взрывным ростом цен, который играет на повышение маржинальности нефтепереработки. Но вот сами цены еще больше вырастут.
Ситуация особенно опасна на фоне ослабления курса рубля, говорит Андрианов. В результате, в рублевом выражении розничные цены в Европе стали в четыре раза выше, чем в России. Конечно, это дает нам возможность говорить, что бензин в России — относительно дешевый по сравнению с Европой. Но, с другой стороны, такой разрыв в ценах (и, соответственно, в маржинальности поставок) — стимул к тому, чтобы товарные потоки переориентировались на экспорт.
Экспорт нефтепродуктов, это тоже доходы казны, но в сравнении с выплатами по демпферу, они не велики. Экспортная пошлина на нефтепродукты принесла в бюджет в августе 12 млрд рублей. Но это серьезная статья доходов для нефтяных компаний. Если весь экспорт просто запретить, то гарантированно начнет снижаться не только переработка нефти, но и ее добыча.
Поэтому, как ранее в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель Министра энергетики Павел Сорокин, одна из мер, которая обсуждается правительством, это введение института уполномоченных экспортеров для того, чтобы пресечь «серый» экспорт. Когда компании, которые покупали топливо, предназначенное для внутреннего рынка, вывозили нефтепродукты за рубеж.
Но объемы серого экспорта сравнительно невелики. По данным РЖД, за первую половину сентября на экспорт с независимых нефтебаз было отгружено чуть менее 25 тыс. тонн бензина и 16,5 тонн ДТ. И это при том, что за неделю с 4 по 10 сентября, по данным Росстата, в нашей стране было произведено 785 тыс. тонн бензина и 1,6 млн тонн ДТ. Поэтому едва ли запрет «серого» экспорта решит проблему роста цен. Хотя закрыть им региональный дефицит вполне возможно.
Как рассказал «РГ» источник в отрасли, старый консенсус, предполагавший выплаты по демпферу в обмен на удержание топливных цен в границах инфляции, больше не действует. В ответ на пересмотр демпфера нефтяники, по всей видимости, решили включить все доступные рычаги для воздействия на цены. Тем самым участники отрасли формируют переговорную позицию, которая позволит им вернуть старую формулу демпфера. Поэтому розничные цены почти гарантированно выйдут по итогам года за границы инфляции.
Поэтому, по мнению Андрианова, В среднесрочной перспективе надо думать о восстановлении эффективности механизма уравнивания маржинальнсти внешнего и внутреннего рынка. Сделать это можно либо за счет корректировки демпфера, либо снижения акцизов на топливо.
Аналогичной точки зрения придерживаются в «Деловом профиле». В случае продолжения роста нефтяных котировок, один из вариантов, который может предпринять правительство — корректировка демпферного механизма, что может снова вернуть нефтяному демпферу регулирующую функцию, считают эксперты.
https://rg.ru/2023/09/15/rost-cen-na-neft-razgoniaet-podorozhanie-topliva-v-rossii.html