Двое россиян и американец установили новый рекорд по длительности полета на МКС
В среду, 27 сентября, в 14:17 по московскому времени на Землю с Международной космической станции вернулись российские космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также американский астронавт Франциско Рубио. На борту МКС они провели целый год. За приземлением экипажа на корабле «Союз МС-23» наблюдал весь мир — публикует наш информационный партнёр «Российская газета».
Для Прокопьева это был второй космический полет, для Петелина и Рубио — первый. К моменту посадки команда провела в космосе 371 сутки. И это стало самым длительным полетом по программе МКС. Вообще у россиян внушительный багаж длительных экспедиций еще со станции «Мир». К примеру, трудно сказать, удастся ли кому-то перекрыть миссию космонавта-врача Валерия Полякова, который в 1994-1995 годах провел на орбите почти 438 суток. И на своих ногах, без посторонней помощи после приземления сумел дойти от спускаемого аппарата до палатки спасателей! Дольше за один полет не летал пока больше никто.
Американцы такого опыта только набираются. А годовой полет — это всегда очень непросто. Сил надо много, восстанавливаться придется дольше, чем обычно. Но это уникальный опыт и уникальные знания, полученные в разнообразных научных экспериментах и исследовательских проектах.
Корабль «Союз МС-23» отстыковался от узлового модуля «Причал» / Авторы: Роскосмос
И для России, и для США, и для Европы, и для Японии, и для всех остальных участников проекта МКС сотрудничество в космосе чрезвычайно важно. Ни одна страна не собирается ограничиваться полетами на околоземной орбите. Луна для кого-то уже стала реальностью. А впереди заветная мечта человечества — Марс.
Вопреки чьим-то задумкам, это перевешивает все санкционные истерии. Политика и конфликт на Украине, все обывательские, но с подколом вопросы типа: «Видна ли Украина из космоса?» — это все внизу, на Земле. А на орбите — сложнейшая работа, заточенная на безопасность космической станции и людей. Там нет границ. Там единая команда, от слаженности которой зависит все. Наука — и сейчас, и на перспективу. И жизнь — именно сегодня.
Кстати, те, кто видел трансляцию закрытия люков между «Союзом МС-23» и МКС, могли сами убедиться, насколько теплая, дружеская атмосфера царит на борту орбитальной станции. Сколько искренности в рукопожатиях, улыбках, дружеских объятиях «на прощание»…
На МКС проведут эксперимент с перепелами
Почему мы возим на своих кораблях американцев? И почему наши летают сегодня на Crew Dragon Илона Маска? Зачем это нужно? Да, сегодня некоторые продолжают задавать и такие вопросы. Отвечаем. В июле прошлого года в рамках программы МКС «Роскосмос» и NASA подписали соглашение о перекрестных полетах российских космонавтов на американских кораблях и американских астронавтов — на российских. Первым стал «Союз МС-22», полетевший в сентябре 2022-го как раз с Фрэнком Рубио в экипаже с Сергеем Прокопьевым и Дмитрием Петелиным. Через пару недель наша Анна Кикина отправилась в космос на американском Crew Dragon. В марте 2023 года на Crew Dragon на МКС прибыл Андрей Федяев, которого затем сменил Константин Борисов. А в первой половине будущего года состоятся полеты «Союза МС-25» и еще одного Crew Dragon.
В космосе сложнейшая работа, заточенная на безопасность станции и людей. Там нет границ. Там единая команда, от слаженности которой зависит все
Перекрестные полеты добавляют большей уверенности в безопасности космической станции, которую многие по традиции продолжают называть «звездной коммуналкой». Россияне понимают технологию управления американским кораблем, американцы знают технологию управления нашим. В случае нештатной ситуации, связанной с отменой или существенной задержкой запуска российского или американского космического корабля, обеспечивается присутствие на борту МКС как минимум одного космонавта «Роскосмоса» и одного астронавта NASA для обслуживания российского и американского сегментов соответственно.
Напомним: с 2011 года почти десять лет экипажи на МКС возили только российские «Союзы». А до этого, пока летали американские «шаттлы», действовала как раз перекрестная система. «Это не покупка или продажа места, а распределение экипажа на разные корабли. Это делается для того, чтобы в случае задержек или аварий какого-то корабля на станции всегда оставались представители как одной, так и другой стороны», — объяснял исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.
Вернувшийся экипаж «покорил» годовой рубеж на МКС вне всяких планов. Тот самый случай, когда в реальность вмешивается экстрим.
Прокопьев, Петелин и Рубио прилетели в сентябре прошлого года на «Союзе МС-22». На нем должны были и вернуться через шесть месяцев. Но все перечеркнул незваный гость из космоса — метеороид, который неожиданно протаранил обшивку пристыкованного к станции корабля. Результат — разгерметизация системы охлаждения.
Кадры приземления капсулы корабля «Союз МС-23» в Казахстане / Авторы: NASA TV
Риск возвращения на аварийном борту был слишком велик, поэтому специалисты приняли единственно верное решение: отправить за экипажем другой корабль — «Союз МС-23». В беспилотном режиме. Как объяснили в «Роскосмосе», специалисты обсуждали вариант запуска «Союза МС-23» с одним космонавтом. Но для этого потребовались бы доработка корабля и документации, дополнительные тренировки космонавта-«одиночки». И старт был бы невозможен ранее начала марта 2023 года. Кроме того, это привело бы к изменению состава последующих экипажей МКС.
Кстати, американцы заявили: они при необходимости смогут отправить на Землю Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина на своем Crew Dragon. Об этом рассказал руководитель программы МКС в NASA Джоэл Монталбано. Он подчеркнул, что случившееся с кораблем «Союз МС-22» имело очень низкую вероятность. Специалист специалиста понимает без лишних слов.
За год Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин провели десятки научно-прикладных экспериментов, приняли четыре грузовых «Прогресса МС», выполнили шесть выходов в открытый космос. Но это простой перечень. А что стоит за ним? Скажем, один из выходов за борт станции длился почти восемь часов! Хотя изначально рассчитывали на шесть с половиной. Главной была задача дооснащения лабораторного модуля «Наука». В частности, требовалось перенести на «Науку» дополнительный радиатор с малого исследовательского модуля «Рассвет». Надо было видеть, как космонавты в своих огромных скафандрах управлялись с различными механизмами. Сначала на «Рассвете», а затем на «Науке». Они отстыковали и подключили электрические кабели, демонтировали заглушки с устройств стыковки, раскрывали и закрывали замки крепления…
Космонавты рассказывают: раньше, работая за бортом, чтобы согнуть в перчатках пальцы, требовалось применить давление где-то килограммов на двадцать. Сейчас перчатки стали мягче, удобнее. Тем не менее, чтобы что-то делать в них, надо иметь силу. Не случайно, когда у космонавтов спрашивают: трудно ли работать в открытом космосе? — они говорят: «А вы попробуйте с закрытыми глазами вдеть нитку в иголку».
Космонавты на 3D-принтере напечатали большинство макетов модулей МКС. Они вернули на станцию материалы, которые провели за бортом почти двадцать лет. Это планшет эксперимента «Импакт» (исследование параметров выбросов загрязняющих фракций из двигателей ориентации российского сегмента МКС) и съемная кассета-контейнер с образцами материалов. А еще они пробежали на тренажере более 1,1 тыс. км. Считай, от Москвы до Самары…