Категории Главная темаНовостиОбразование

Госдума одобрила запрет на использование мобильных телефонов на уроках

16.11.2023

Школьники не смогут пользоваться мобильными телефонами на уроках, чтобы не отвлекаться. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении. Новые правила будут едиными для всех школ.

Изменения вносятся в федеральный закон «Об образовании». Авторами проекта выступили вице-спикеры Госдумы Петр Толстой и Борис Чернышов, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, глава Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина и ряд их коллег из разных фракций, а также сенаторы Лилия Гумерова и Ольга Забралова- сообщает наш информационный партнёр «Российская газета«.

Почему нужно запрещать

«Ввести запрет на использование мобильных телефонов во время школьных уроков давно просят родители и учителя, — прокомментировал председатель Госдумы Вячеслав Володин. — Поправки повысят дисциплину, дети не будут отвлекаться на смартфоны». По мнению спикера, принятие закона повысит авторитет учителя и будет способствовать живому общению в классе. «Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией», — подчеркнул Вячеслав Володин.

Ранее председатель Госдумы провел опрос в своем Telegram-канале о необходимости принятия такого закона. 84% его участников (а проголосовали порядка 300 тысяч человек) высказалось в поддержку такого решения.

Как уточнила председатель комитета ГД по просвещению Ольга Казакова («Единая Россия»), принятие закона позволит повысить качество обучения за счет максимальной вовлеченности детей в учебный процесс. По ее словам, при подготовке законопроекта депутаты отталкивались от мнения родителей и педагогов. «А зачастую и сами старшеклассники, студенты об этом говорят, что на уроках обучающиеся должны учиться, а не отвлекаться на гаджеты, — добавила Казакова. — На уроке должно идти прямое взаимодействие с педагогом, тогда и качество обучения будет гарантировано».

Казакова также обратила внимание, что, пользуясь средствами связи, некоторые ученики создают опасный контент (так называемый треш-контент).

Член профильного комитета Анна Скрозникова («Новые люди») высказала мнение, что проблема назрела очень давно — примерно с тех пор, как у школьников массово появились сотовые. «Единственное, что смущало родителей, — это то, что мобильные телефоны дают детям возможность связи во время ЧП, — рассказала депутат. — Но если такую возможность дадут, то 83 процентов от общего количества опрошенных родителей соглашаются поддержать эту инициативу».

Дело в том, что с каждым годом концентрация внимания у школьников падает, привела аргумент Скрозникова. «И сейчас даже самый талантливый педагог может привлечь внимание ученика только минут на 10-15. Раньше детей больше отвлекали соседи по парте, а сейчас — телефоны», — заметила она. Важно также, что учитель должен тратить время на проверку, не сидят ли дети в смартфонах, вместо того, чтобы слушать урок и смотреть на доску.

Детали законопроекта

В перечень обязанностей обучающихся, рассказала Ольга Казакова, предлагается внести следующий пункт: «Не использовать средства связи в том случае, когда это не предусмотрено образовательной программой». «Например, это касается урока информатики, когда ребята пользуются компьютерами», — уточнила глава профильного комитета.

Согласно поправкам, исключением станут также ситуации, связанные с возникновением опасности жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации. В таких случаях пользоваться устройствами можно.

Новые ограничения, подчеркнула глава комитета по просвещению, будут едиными для всех школ. «Тогда и детям будет легче с этим справляться, и на учителях не будет лежать ответственность, чтобы постоянно объяснять, почему не нужно отвлекаться на гаджеты и телефоне», — заключила Казакова.

Кстати, законопроект запрещает не только пользование смартфонами, но и другими устройствами — например, «умными часами». Но, как уже объясняла парламентарий, «если они нужны, например, на уроке физкультуры для выполнения каких-то задач — измерить пульс, количество шагов — и учитель сочтет, что это необходимо в образовательных целях, то — пожалуйста».

Примеры, когда телефоны — помеха

Как отметила первый заместитель главы профильного комитета Яна Лантратова («СРЗП»), педагоги признаются, что порой просто боятся идти в класс. «Жалуются, что находятся иногда в уязвимом положении и никак не защищены от цифровых угроз со стороны учеников, — рассказала депутат. — Более того, этот вопрос поднимают и сами родители. Ограничение использования мобильных телефонов в школах позволит оградить учителей от неуважительного и оскорбительного поведения со стороны некоторых детей, провокаций и хулиганства».

Она добавила, что с коллегами из комитета неоднократно получала обращения от самих педагогов, в которых они сообщили, что «просто не могут в такой обстановке нормально работать — в том числе и когда их в целях провокации школьники снимают, пытаются угрожать телефонами». «Это ненормальная ситуация, что учитель чувствует себя уязвимым», — считает Лантратова.

Депутат привела в пример такой случай: «Учитель стал спрашивать домашнюю работу, ученик запрыгнул на подоконник, достал телефон, открыл окна и начал угрожать, что если у него спросят домашнюю работу, он спрыгнет». Другой пример: «Включают телефон, снимают видео, кидая разные предметы и оскорбляя учителя, провоцируя его на реакцию, доводя до слез и проблем с сердцем».

Лантратова напомнила, что в 2022 году Минпросвещения уже рекомендовало школьникам сдавать телефоны перед входом в школы или классы. «Получили и негатив. Учителя пишут, что иногда телефоны нужны для образовательных целей. Чтобы не распечатывать тонны бумаги или быстро перейти по ссылке и посмотреть на картину великого художника, которую в этот момент разбирают на уроке», — пояснила парламентарий. По ее словам, с этим и связано уточнение о том, что ребенок сможет оставаться на связи в экстренных случаях. А также с разрешения учителя будет использовать телефон при учебной необходимости.

Депутат ЕР Никита Чаплин в свою очередь рассказал о случаях, когда педагог изымал телефон на уроке за списывание, а родители потом приходили разбираться. «И в итоге учитель был виноват, мол, не имел права трогать личные вещи ученика», — добавил парламентарий.

Он также обратил внимание, что перемена — это время для отдыха школьников, поэтому они вправе во время нее пользоваться мобильными телефонами, «тем более, что многим детям надо держать связь с родителями».

Депутат также считает, что законодательство требует дальнейшего урегулирования в области прав педагогов. Например, ужесточение наказание за клевету в адрес учителей, которая часто исходит со стороны родителей.

О доработке проекта

В ходе рассмотрения документа Вячеслав Володин обратил внимание, что нормы о телефонах несколько размыты. По его словам, ко второму чтению следует уточнить их и «найти решение вопроса, которое устроит родителей и учителей». «Нормы закона должны трактоваться однозначно», — подчеркнул спикер. Он обратил внимание, что пока в поправках написано, что пользоваться телефонами можно, если это предусмотрено образовательной программой. А что именно это значит? «Важно не открыть ящик Пандоры», — сказал Володин. Кроме того, он предложил прописать, каких именно устройств коснется законопроект.

Ольга Казакова еще до рассмотрения проекта не исключила доработку проекта ко второму чтению в диалоге со всеми заинтересованными сторонами. Ведь норма вызвала большой интерес в обществе и среди экспертов.

А ее коллега Анна Скрозникова рассказала о конкретных поправках. «Вместо повсеместного запрета мы предложим провести опросы среди родителей», — уточнила парламентарий. Первый вариант, по ее словам, — смартфон надо забирать на входе в школу и хранить в специальных шкафчиках в классе (чтобы пользоваться в экстренных случаях). Второй вариант предполагает возможность использования устройств только на переменах. А третий — вообще не вводить ограничения на использование смартфона. Как объяснила Скрозникова, это подойдет для тех школ, где телефоны интегрировали в образовательный процесс.

Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий призвал более аккуратно прописать формулировки. Он выразил уверенность, что тотальный запрет телефонов в школах не нужен. «Это связь с родителями, а также с врачом, если это необходимо, — сказал он. — Есть еще и полезные онлайн-сервисы. Но на уроках гаджеты должны быть исключены. Ведь наши дети, пользуясь современными продуктами цивилизации, тем не менее, должны жить в реальном мире».

Депутаты ГД Сайгидпаша Умаханов (ЕР) и Владимир Сипягин (ЛДПР) обратили внимание на то, что необходимо урегулировать вопрос с хранением телефонов учеников во время уроков. Если устройства не нужны в образовательных целях, они должны быть сданы в специальный блок, где они будут храниться на протяжении всего урока, подчеркнул Сипягин. Умаханов добавил, что «необходимо четко проработать механизм использования смартфонов в неучебное время, чтобы не обременять школу разбирательством по поводу пропавших и испорченных телефонов и — уж тем более — дополнительно не загружать этим учителей».

Что еще предлагается

Кроме «телефонных ограничений» в том же документе есть и другие предложения. Согласно законопроекту, в правила школьного распорядка нужно будет внести требования к дисциплине учеников — и исполнение этих норм должно стать обязательным для всех школьников. За соблюдением правил поведения будут следить как педагоги, так и администрация. Для этого предстоит разработать для школ типовые решения психолого-педагогического сопровождения этого процесса.

Предусматривается механизм обязательного рассмотрения администрацией образовательной организации обращений педагогических работников о применении дисциплинарных взысканий к обучающимся, которые нарушают правила внутреннего распорядка. При этом законопроектом усиливается роль руководителя образовательной организации в предотвращении конфликтных ситуаций, устанавливается его обязанность принимать необходимые меры, направленные на соблюдение прав участников образовательных отношений, «что не позволит ему оставаться в стороне в случае возникновения подобных ситуаций», говорится в документе.

Тем сам предлагается устранить диспропорции «между правовым статусом педагога и иных участников образовательного процесса в части уважения человеческого достоинства, недопущения применения физического и психического насилия», отмечено в пояснительной записке.

«Закреплены нормы о недопущении применения физического и психического насилия по отношению к педагогическим работникам. Считаю, что было важным устранить эту диспропорцию между правовым статусом педагога и учениками в части уважения человеческого достоинства, — прокомментировал депутат ГД Сергей Алтухов (ЕР). — Многие школы ранее регулировали это внутренними нормативными документами. Теперь это станет нормами, закрепленными в федеральном законе, чтобы исключить дискуссии о правомерности таких ограничений со стороны образовательных учреждений».

И как раз смартфоны, отметил он, играют не последнюю роль триггера конфликтных ситуаций между педагогами и учениками. «Когда подростки позволяют себе неуважительно вести себя по отношению к учителю. Демонстрируют девиантное поведение и провоцируют преподавателя, чтобы заснять хайповое, вирусное видео, самоутвердиться в глазах сверстников и получить легкую славу», — пояснил депутат.

Татьяна Замахина

https://rg.ru/2023/11/16/gosduma-odobrila-zapret-na-ispolzovanie-mobilnyh-telefonov-na-urokah.html