Категории Актуальные вопросыНовостиОбразование

Гаджеты на уроках могут запретить даже в образовательных целях

06.12.2023

фото: Александр Тихонов

Законодатели предлагают ввести полный запрет на гаджеты на уроках, за исключением случаев, если что-то угрожает жизни и здоровью школьников и педагогов. Поправки, ужесточающие уже принятый в первом чтении резонансный законопроект, внесли в Госдуму председатель палаты Вячеслав Володин, главы всех фракций, другие депутаты и сенаторы. Уже сегодня их рассмотрит Комитет ГД по просвещению- публикует наш информационный партнёр «Российская газета»

В первом чтении законопроект был поддержан 16 ноября. В изначальной версии документа прописывалось, что устройства связи дети смогут использовать в экстренных случаях, а также в образовательных целях. Теперь последнее исключение предложили убрать. Уточняется, что запрет на смартфоны будет действовать во время проведения учебных занятий при освоении общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Оставить в законопроекте возможность использования гаджетов только в экстренных случаях Вячеслав Володин предложил в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении. «Если мы все видим, что нам надо запретить телефоны, давайте их запретим. Все иные ситуации обсуждать не будем, кроме экстренных случаев», — сказал тогда он.

При этом он пояснил, что «если речь идет уже о применении каких-то технологий в обучающих процессах», то эту тему целесообразно рассматривать отдельно. Изменения, говорил спикер, улучшат дисциплину, дети не будут отвлекаться на смартфоны. Кроме того, принятие закона повысит авторитет учителя и будет способствовать живому общению в классе. «Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией», — подчеркнул Володин.

Автор базовой версии законопроекта, глава профильного Комитета по просвещению Ольга Казакова еще до рассмотрения инициативы в Госдуме говорила, что школьники смогут, например, пользоваться фитнес-браслетами.

Почему предлагается ужесточить законопроект и убрать «образовательные цели» из списка исключений, в комментарии «РГ» объяснила первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. «Мы все видели обеспокоенность родителей по этому вопросу», — пояснила депутат. — Игнорировать их мнение в таком вопросе, как образование и будущее наших детей, нельзя».

По ее словам, родительское сообщество указывало, что есть опасность в нынешних формулировках. Лантратова также передала настроения педагогов — они порой просто боятся идти в класс. Она привела в пример такой случай: «Включают телефон, снимают видео, кидая разные предметы и оскорбляя учителя, провоцируя его на реакцию, доводя до слез и проблем с сердцем». По ее оценке, табу позволит оградить учителей от неуважительного и оскорбительного поведения со стороны некоторых детей, провокаций и хулиганства.

Между тем ряд депутатов видят риски в новой версии документа. Так, во фракции «Новые люди» заявили, что в некоторых школах те же планшеты интегрированы в образовательный процесс и их надо разрешить использовать по решению родительского собрания. «Именно родители должны решать, запрещать детям в школе телефоны или нет», — подчеркнул лидер фракции Алексей Нечаев. Поправки об этом также уже внесены.

Депутат из фракции ЛДПР Алексей Журавлев отметил в комментарии «РГ», что следует оставить вопрос об использовании мобильных телефонов на усмотрении учителя, ведь «везде образовательный процесс строится по-разному», и в ряде случаев «без гаджетов он и вовсе невозможен». Хотя бесконтрольное использование мобильников и мешает получению знаний, но значение новых технологий в образовании забывать не стоит, добавил депутат. «В век цифровизации, наоборот, оснастить бы все классы компьютерами, а программу построить так, чтобы у школьников просто не было возможности отвлекаться, превратив, так сказать, минус в плюс», — считает Журавлев.

Между тем ко второму чтению Вячеслав Володин и его коллеги внесли поправку и на другую тему — норму об обязательном уроке труда в начальных и средних классах школы. В случае принятия она может заработать с 1 сентября 2024 года. Такую поправку председатель Госдумы тоже анонсировал в ходе рассмотрения проекта о телефонах в первом чтении, отметив, что трудовое воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса. «Даже самый замечательный талант можно размотать и проспать потом на диване. Но, если человек трудолюбив, у него обязательно все будет хорошо», — выразил уверенность спикер.

Звонок на перемену?

Быть или не быть мобильнику в школе? Всем ли учителям мешают телефоны на уроках? Вот что думают родители и педагоги.

Ксения Журавлева, мама семиклассника Александра:

— Эта поправка важна родителям. Не только дети «не слушают учителя и нагло играют в телефон». Но и учителя, особенно замещающие, часто детям говорят «сидите тихо, поиграйте в телефон». Этот педагогический костыль надо убирать. А еще бывает так: «У нас олимпиада, доставайте телефоны, заходите в свой профиль». И всем все равно, что так глаза портятся, или что за трафик снимаются личные средства.

Валерия Парамонова, мама шестиклассницы Полины, Красногорск:

— С одной стороны, всем уже странно без телефона. С другой стороны, для детей хорошо оказаться в этой бестелефонной реальности хотя бы на полдня. Пусть формируются новые нейронные связи. Это история наоборот: нам, выросшим без телефона, пришлось осваивать цифровую среду, а они пусть осваивают аналоговую.

Павел Терехов, директор Президентского лицея «Сириус»:

— Если это предмет, на котором предполагается использование гаджетов или интерактивный урок с переходом по QR-коду, где можно оперативно посмотреть информацию, пройти тест или игровую практику, я не вижу в наличии телефона ничего плохого. Если же телефон создает проблемы и учителю, и ученику, это неправильно. Во многом от учителя зависит, насколько на уроке дети выполняют ту задачу, которую он им поставил. У настоящих мастеров мобильники если и будут использоваться, то только в практическом русле. А если на уроке скучно, я сам первым полезу в телефон.

Юлия Комарова, Балашиха:

— Сама идея о том, что ребенок не должен отвлекаться на посторонние вещи на уроке, правильная. Мы, взрослые, сами порой грешим тем, что вместо полезных и более важных дел, иногда «виснем» в телефонах, тратим время впустую. Но непонятно, как этот запрет будет выглядеть на практике. Будут ли применяться какие-то санкции к ученикам, нарушившим запрет, и их родителям? Что это могут быть за санкции? Вправе ли будут учителя отнимать телефоны перед уроком? Кто будет решать, как именно обеспечить выполнение запрета — местный департамент образования, директор школы, учитель? Все эти вопросы требуют официального ответа, иначе данный запрет чреват конфликтами в школах.

Екатерина Ефимова, мама учеников 2-го и 6-го классов, Москва:

— В целом идею поддерживаю. Но у моих детей в школе №1238 Москвы учебный процесс уже налажен таким образом, что дети сдают телефоны учителю на время урока (6-й класс) или просто не могут использовать во время всего учебного дня (2-й класс), включая перемены.

Текст: Татьяна Замахина

Подготовила Мария Агранович

https://rg.ru/2023/12/03/smartfon-non-grata.html