Академик Кутырев рассказал, что такое «болезнь Х» и как готовиться к ее появлению
Фото: Getty Images
Завтра в рамках Всемирного экономического форума в Давосе представители ВОЗ и эксперты из разных стран планируют провести обсуждение «Подготовка к болезни Х» — речь идет о гипотетической смертоносной инфекции, еще более агрессивной, чем COVID-19, и способной вызвать новую пандемию. Насколько реальна такая угроза и как нужно к ней готовиться, «Российской газете» рассказал директор Российского противочумного института «Микроб» Роспотребнадзора, академик РАН Владимир Кутырев.
Время от времени появляются экстренные новости из разных уголков мира о случаях «новой неизвестной» инфекции. И хотя большинстве случаев потом оказывается, что речь идет о известном патогене, в ВОЗ активно предупреждают об угрозе появления «заболевания Х», способного привести к новой пандемии. Так все-таки: «инфекция Х» — это реальный патоген или обобщающий термин? Почему эпидемиологи и инфекционисты считают угрозу появления «заболевания Х» реальной?
Владимир Кутырев: Бесспорно, учитывая, что вирусы и бактерии постоянно эволюционируют, можно и нужно ожидать и появления новых патогенных штаммов. Не случайно есть даже термин «новые и возвращающиеся инфекции». Но в данном случае речь о конкретном патогене не идет. «Инфекция Х» — это некий потенциальный патоген, который, возможно, в ближайшее время будет вызывать массовые заболевания у людей.
В связи с пандемией COVID-19 о риске появления новых высокопатогенных вирусов стали говорить больше и чаще. Насколько реален риск появления нового мутанта в природных условиях и в рукотворных условиях (в научной лаборатории)? Понятно, что изучать все опасные патогены крайне важно — чтобы уметь им противостоять. Очевидно, нужны не запреты на такие исследования, а четкие правила, обеспечивающие безопасность, чтобы патоген не «утек» случайно во внешнюю среду. Есть ли международные правила, которые регламентируют проведение таких работ?
Владимир Кутырев: Действительно, есть международные санитарные правила, которые регулируют очень многие аспекты, в том числе правила обращения с патогенными микроорганизмами.
Для создания диагностических тестов и методов терапии проводятся изыскания и более детальное изучение вирусов, которые в настоящий момент патогенны исключительно для животных. Но мы знаем, что вирусы способны в каких-то ситуациях преодолевать межвидовой барьер. Значит, сегодня они патогенны для животных, а завтра — для людей. Необходимо целое направление профилактических мер, которое предусматривает и предупреждает такой сценарий развития событий.
Классический пример — грипп птиц, за которым мы активно следим. Мы знаем, что патогенность этого вируса для людей очень высока, в половине случаев заболевание приводит к летальному исходу. К счастью, вирус в данный момент не приобрел способность передаваться от человека к человеку, а для птиц разработана вакцина, которая позволяет профилактировать грипп птиц.
Какие из известных вирусов склонны мутировать, меняться, становиться более патогенными? Какие инфекции могут «претендовать» на звание «заболевания Х»?
Владимир Кутырев: Это, в первую очередь, группа особо опасных инфекций, которые из-за склонности к распространению и воздействию на человека вызывают пристальное внимание во многих странах.
Есть ряд других заболеваний, общих для человека и животных. Даже грипп, если приобретет нечувствительность к препаратам или вакцине, может стать «вирусом Х». Хотя по сути нет ни одного вируса, который не был бы способен к мутации, иначе ему невозможно закрепиться в популяции людей.
Будут появляться все новые мутации, это естественный процесс, но его нужно отслеживать и контролировать, что сейчас и делает Роспотребнадзор в рамках геномного мониторинга. Потому что предупрежден — значит вооружен.
Так что в настоящий момент основные враги хорошо известны, хотя и не исключено, что появится новый патоген.
В Роспотребнадзоре связывают обсуждение «инфекции Х» на Давосском экономическом форуме, в том числе, и с интересами бигфармы, которая зарабатывает на вакцинах. Какие меры принимаются от возможных будущих угроз в России, в чем суть программы «Санитарный щит»?
Владимир Кутырев: Было бы хорошо иметь вакцины от всех инфекций, которыми наиболее часто болеют люди, и достаточно тяжело, и которые нередко приводят к летальному исходу. Но при всех усилиях в мире есть не более 20-30 вакцин, которые реально либо введены в Национальный календарь прививок, либо в региональные календари прививок по эпидпоказаниям.
Если производство вакцин пойдет по нарастающей, это откроет нам безоблачные перспективы — всем хорошо известно, что вакцинация подарила человечеству 25 дополнительных лет жизни.
В настоящее время санитарно-эпидемиологическая служба РФ поднялась на новый уровень и активно реализует программу «Санитарный щит» страны, по сути таковым являясь. Программа подразумевает многоуровневую систему противоэпидемических мероприятий, которая включает в себя не только реагирование на угрозы, но, что крайне важно, прогноз и предупреждение новых инфекционных опасностей.
Система готовности к новым эпидемиологическим вызовам создаётся таким образом, что готовые платформенные решения позволяют оперативно обеспечить эпидемиологическую безопасность всех граждан нашей страны. Не допустить заноса опасных инфекций, вовремя их выявить и эффективно реагировать на них — такие задачи стоят перед программой «Санитарный щит».
Ирина Невинная