Категории ЗдравоохранениеНациональные проектыНаш городНовости

БСМП Волгодонска: новое оборудование и острая кадровая недостаточность!

10.04.2024

Больница скорой медицинской помощи Волгодонска решила ряд насущных проблем с помощью нового оборудования. Старое было изношено на 100 %, поскольку поступало ещё по программе модернизации 2011-2012 годов, или необходимой аппаратуры просто не хватало. Из-за отсутствия наркозно-дыхательного аппарата не проводились операции в детской хирургии. Заслуженный врач РФ, главный врач БСМП Евгений Тарасов отмечает, сейчас ситуация изменилась.

Мы оснастили новым наркозно-дыхательным аппаратом оперблок в детской хирургии, а также ещё пять операционных. Теперь наших маленьких пациентов оперируют на месте, за исключением примерно 20 %, которым после хирургического вмешательства нужна реанимационная помощь (их оперируют в основном блоке на пятом этаже — реанимация рядом). А 80 % детей получают оперативное лечение в стенах детской хирургии. И их не нужно возить из одного в другое здание через улицу.

БСМП оказывает медицинскую помощь жителям Волгодонска и соседних районов в системе межрайцентра. Ежегодно через стационар проходит 12 тысяч больных. Врачи-хирурги делают за смену по 8-9 операций. Это связано с тем, что большое количество пациентов поступает из сельских территорий, где нет анестезиологов, то есть нет возможности провести любое оперативное вмешательство под наркозом. Нагрузка более чем серьёзная для персонала и аппаратуры. В последнее время служившее больше десяти лет верой и правдой оборудование начало сыпаться как карточный домик — одно за другим. В травмпункте сломался ренген-аппарат. Почти год простаивал компьютерный томограф, так как значительных средств требовала замена электронно-лучевой трубки и ремонт других деталей. На грани окончательного выхода из строя был аппарат ультразвуковых исследований, которые крайне необходимы практически всем больным БСМП для уточнения диагноза. Практически в нерабочем состоянии были операционые столы в основном блоке на пятом этаже.

Сложных задач по оснащению больницы было много, они требовали срочного решения. И это удалось, — делится Евгений Тарасов. — Благодаря программе развития здравоохранения Ростовской области и выделенных средств Минздравом и нашим территориальным фондом ОМС, нам удалось добиться и получить на 2024 год сумму в 75 миллионов рублей на обновление оснащения.
Осенью мы провели торги на всё указанное оборудование и сейчас, за исключением двух единиц, всё получено и введено в строй. Это — пять наркозно-дыхательных аппаратов, два аппарата искусственной вентиляции лёгких. Всё — абсолютно новое и самое современное. Мы поменяли в травмпункте рентген-аппарат на два рабочих места и обновили инструментарий, чтобы повысить уровень оказания медпомощи. В кабинете фиброгастроскопии установили новую моечную машину для эндоскопов. Благополучно действует компьютерный томограф, в ремонт которого вложено 17 миллионов рублей. У нас аппараты УЗИ экспертного класса: стационарный и передвижной, чтобы смотреть больных реанимации и других отделений стационара, которые располагаются на разных этажах.

Значительно модернизировали в БСМП операционный блок. Заменили три операционных стола. Установлены современные бестеневые операционные светильники, которыми хирурги очень довольны, и другая аппаратура. Обновили оборудование в отделение офтальмологии. Это операционные микроскопы и ряд приборов, которые необходимы для выполнения современных операций по замене хрусталика. Их делают в БСМП жителям всего востока донского региона.

Таким образом, мы все 75 миллионов освоили, и темы по оснащению, которые требовали срочного внимания, закрыли. Больница приобрела совершенно другой статус, — говорит Евгений Тарасов. — Безусловно, нам нужно ещё обновлять аппаратуру, потому что без неё мы оказывать экстренную помощь на должном уровне не сможем. Так что вопросами переоснащения мы продолжим заниматься.

Очередным этапом развития проекта «Бережливый стационар» в БСМП стал капитальный ремонт эндоскопического отделения с приобретением новой аппаратуры. В рамках благотворительности на эти цели Ростовская атомная станция выделила 12 миллионов рублей.

Мы благодарны директору Ростовской АЭС Андрею Сальникову за такую поддержку, — говорит врач-эндоскопист Борислав Жуков. — Мы получили в подарок обновлённое помещение, укомплектованное дополнительным оборудованием. Очень удобный шкаф для хранения инструментария, отличные моечные машины. Соответственно, увеличивается количество рабочих циклов по выполнению эндоскопических исследований. И в целом сейчас более комфортная обстановка в кабинете. Нам лучше работать и людям, которые обращаются к нам, поступают, приятно здесь находиться. Они смотрят, что у нас кабинет чистый, аккуратный, оснащённый, и у них формируется другое отношение, даже настроение меняется.

Обновляется и автопарк БСМП. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» из областного бюджета выделено финансирование на закупку 11 автомобилей скорой помощи класса В. В течение месяца одна машина будет доставлена. Вот только работать на машинах скорой помощи некому: не идут водители выполнять благородную миссию — вовремя доставлять, а, значит, спасать людей, которые находятся между жизнью и смертью.

Самая большая головная боль у нас сейчас — с водителями автомобилей скорой помощи. По штатному расписанию положена 71 ставка, а в наличии у нас — 32 человека. Меньше половины. В течение года пришёл устраиваться только один человек. Никакие мероприятия, которые мы проводили, не дают эффекта. Ни объявления, ни статьи. Нет водителей. И дело не в зарплате. Частные транспортные компании тоже испытывают дефицит водителей. Предлагают им очень большие деньги, но специалистов просто нет.

Больница скорой медицинской помощи Волгодонска серьёзно страдает от нехватки медицинских кадров. Случилось так, что терапевтическое отделение осталось без врачей. Один-уволился и уехал в Ростов, двое одномоментно ушли в декретный отпуск. Вместо них сейчас работает врач-совместитель на 0, 25 ставки. Руководство БСМП пытается решить её всеми доступными способами.

Мы написали письмо в Ростовский мед, чтобы они направили к нам ординаторов по специальности «Терапия», чтобы устроить их у нас врачами-стажёрами. Пока положительного ответа не дождались. Я разговаривал с врачами-терапевтами, работающими в Волгодонске в частных структурах. Никто идти сюда не хочет. В хирургии, травматологии, детской хирургии вопросов по специалистам нет. В лор-отделение в этом году пришла ординатор после окончания соответствующего курса подготовки. Так что среди врачей у нас одна беда — нет терапевтов.
Средний медперсонал укомплектован меньше, чем на 70%. Медсёстры и фельдшеры уходят в частные медцентры, к сожалению. Обидно, что уходят самые подготовленные, которые всё знают и всё умеют. Положение усугубляет то, что после ухода их коллег нагрузка на остающихся увеличивается. Они работают за себя и за того парня. Работы много, больные тяжёлые. Их, я думаю, даже финансовые вопросы уже мало интересуют, просто хотят спокойно работать. А в частных структурах, полагаю, работа в десятки раз отличается от нашей. Она спокойная, не требует никакого напряжения — ни умственного, ни физического. То есть люди поэтому уходят.

Ещё одна проблема БСМП — острый дефицит санитарок и уборщиц, несмотря на то, что санитарка зарабатывает, в принципе, неплохие деньги (чуть меньше, чем медсестра) — средняя зарплата 34000 рублей. Но не спешат устраиваться на работу в стационар ни санитарки, ни уборщицы.

Главным путём выхода из кадрового тупика заслуженный врач РФ Евгений Тарасов считает распределение выпускников после медицинских вузов и колледжей.

Когда студент обучается в высшем и среднем учебном медицинском заведении, особенно на бюджетном сегменте, на него государство тратит определённую сумму денег. Я считаю, выпускник должен эти затраты оправдать. Чтобы не допустить кадровую катастрофу в здравоохранении, необходимо вернуть распределение после окончания учебного заведения как врачей, так и медсестёр. Нужно дать возможность молодым людям отработать три-пять лет, как это было в советское время. А потом, пожалуйста, в частные структуры и куда угодно. Я учился в Пермском мединституте. После окончания интернатуры мы знали, кто куда едет. Ребят направляли в районные больницы, самые отдалённые. И не было никаких возражений. Они получали прекрасную хирургическую практику и через три-пять лет могли самостоятельно работать уже в более серьёзных организациях, в городских и областных больницах. А на их место приезжали другие выпускники медвуза. Никакого недостатка в специалистах не было. Так что распределение нужно вернуть, другого решения дефицита кадров я не вижу.