Категории КультураНациональные проектыНаши людиНовости

Юные художники ДШИ Волгодонска стали лауреатами престижных конкурсов

10.04.2024

Подведены итоги заключительного этапа XVI Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство» (ЮРМОШ). Она состоялась в Детской школе искусств Волгодонска, которая является официальной площадкой проведения ЮРМОШ с 2022 года.


Олимпиада организована для школьников 6-11 классов по комплексу предметов: рисунок, живопись, композиция, черчение. В заключительном этапе межрегионального состязания приняли участие 27 обучающихся ДШИ. Они выполняли задания: рисунок — натюрморт, живопись — натюрморт, композиция: тематическая и стилизация.
Диплома II степени удостоен шестиклассник Даниэль Росс (преподаватель Антонина Романович). Восьмиклассница Татьяна Ракитянская отмечена дипломом III степени (преподаватель Эльвира Литвинова).


Ещё одну награду получил ученик ДШИ, который участвовал в Х Международном конкурсе детского изобразительного творчества «Я рисую как Киселев». Его организаторы — отдел культуры и Детская художественная школа им. А.А. Киселева в городе Туапсе.
Творческое состязание проводилось по номинациям «Городские ритмы», «Отсчет пространства», «Марина» и «Пленэрный этюд».

15-летний Артём Хайлович (преподаватель Галина Кукла) представил на конкурс батик на морскую тему и получил высокую оценку. Он награжден Специальным Дипломом и призом.
Достойными результатами учеников гордятся их педагоги. Сегодня наш разговор с Эльвирой Литвиновой и Галиной Кукла.

Педагог творческий — педагог ищущий!

Эльвира Сергеевна Литвинова счастлива в профессии. Она — преподаватель изобразительного искусства и заместитель директора по учебной работе ДШИ Волгодонска.
Окончила аспирантуру и написала диссертацию на тему «Методика преподавания живописной грамоты по предпрофессиональным программам в Детских школах искусств». У неё есть авторские методические разработки, которые утверждены Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Эльвира Сергеевна, Вы называете себя счастливым творческим педагогом. Поделитесь, как Вам удаётся успешно сочетать творчество и преподавание?

— Для меня творчество — это вдохновение, подъём души, фантазия, отдушина в невзрачной повседневности, радость. А учить детей живописи — это просто неотъемлемая часть моей жизни. Без этого я себя уже не мыслю. Я и художник, и преподаватель. Это чудесно — быть педагогом! Причём, творческим. Не просто обучать каким-то известным вещам, стандартам. Гораздо интереснее научить детей мыслить креативно, абсолютно нешаблонно, по-своему, думать, иметь критическое мышление, наблюдательность.. Это весомые факторы.
Да, есть методики преподавания, они тоже важны. И я их ежегодно совершенствую. Сколько лет работаю, столько лет каждого ребенка стремлюсь обучать по-разному. К детям нужен определённый подход, индивидуальный. Нет каких-то определенных рамок. Это творчество. Показательно, когда дети потом поступают в Вузы и становятся твоими коллегами. У меня есть такие примеры, и это очень приятно.

Вы не только творческий преподаватель, вы педагог-исследователь.

Профессиональное обучение детей изобразительному искусству — это всегда актуальный и сложный вопрос. Когда ребёнок рисует, он развивает и свои художественные навыки, и интеллект, и характер, и душевные качества. Поэтому во все времена идёт поиск методов, способов, приёмов того, как научить ребёнка видеть и понимать , как сделать так, чтобы он разобрался во всех тонкостях художественного мастерства. Я считаю, что преподаватель должен глубоко изучать и совершенствовать свою деятельность. Это неотъемлемая часть нашей профессии.

Я знаю, что ДШИ получила статус Всероссийской инновационной площадки по выявлению и поддержки молодых талантов в области изобразительного искусства. Третий год проводите Всероссийский изобразительный диктант…


Это очень интересный конкурс. Изобразительный диктант проводится с целью изучения школьниками истории и культуры своего региона. Первоначально проходит педагогически организованная подготовка и обучающиеся ведут художественно-исследовательскую деятельность. В день проведения диктанта приходят темы из Москвы. Детям нужно в течение трёх часов нарисовать композицию на заданную тему и сразу загрузить фотографии в онлайн-галерею. Кроме того, детей каждый час фотографируем в процессе и отсылаем доказательные фотографии. Первый час работы, второй и финальный итог — самой работы.
Потом ждём результаты. У нас есть победители регионального этапа, но мы стремимся к победе на Всероссийском уровне.

Насколько мне известно, у вас немало и других достижений?

У нас много побед в Международных, Всероссийских конкурсах весомого уровня, которые проводятся под патронажем Министерства Культуры Российской Федерации..
Ежегодно наша школа проводит Региональный конкурс изобразительного искусства “Рисуют дети Атомграда” для обучающихся художественных школ Ростовской области. Уже на протяжении 12 лет.


Кроме того хочется поделиться, что еще в нашей школе есть очень значимый и весомый проект — Межнациональный фестиваль “ Родники России”. Это яркий концерт, который проводится на крупных городских площадках и художественное отделение нашей школы представляет выставку детских работ. на тему “Донской край. Народные традиции”.
Я считаю, что наш коллектив уникален. Он маленький, но высокопрофессиональный. Это можно увидеть по работам, которые мы представляем в совместных экспозициях педагогов и учеников. Нам есть, чем и кем гордиться. Работы детей на уровне взрослых.

Для нас, преподавателей, это вызов, это смелый шаг — представить свои работы вместе с детскими. Нужно, чтобы наши воспитанники видели, что мы умеем. И это очень важно — совмещать педагогическую деятельность и творческую.

Сколько нужно времени в сутках, чтобы всё это совмещать?

Нам бы его побольше! Тем не менее стараемся. Потому что мы этим живём. Этим дышим. Знаете, когда я только после студенческой скамьи начала учить детей рисовать, мне казалось, что я занимаюсь творчеством для души. А мне за это ещё и деньги платят? Это просто чудесно, радость и счастье!
У меня с первыми учащимися разница была в четыре года. Всего лишь. Они были моими соратниками, друзьями. Мы разговаривали с ними на равных. Они это очень любят и ценят, когда ты для них друг. Старший друг и помощник.

А сейчас?

Сейчас — это дети, которым хочется дать всё, вложить то, что знаешь, раскрыть свои тайны, секреты мастерства. Это получается, потому и победы различных уровней. Нам говорят, что мы молодцы. Без ложной скромности, наверное, так и есть!

Палитра красок педагога-художника

Половину своей профессиональной жизни Галина Ивановна Кукла работает в Детской школе искусств. Как и её коллеги, она — педагог-художник. Мастер горячего батика. Это техника ручной росписи по ткани с использованием специальных составов. Считается наиболее сложной из всех видов росписи, но и самой интересной: даёт безграничный простор для импровизации. К тому же цвета получаются глубокие и благородные. И с детьми Галина Кукла занимается с такой же богатой эмоциональной палитрой, что и с горячими батиками. У неё значительный опыт работы — шесть выпусков учеников.

Галина Ивановна, как удаётся воспитать у детей любовь к живописи настолько, что они выбирают её своей профессией, своей судьбой?

Наверное, когда относишься к своей работе и детям с полной отдачей, когда вкладываешь душу, радуешься и переживаешь вместе с учениками, растёшь вместе с ними. Они приходят малышами шести-семи лет. Не все карандаш ещё правильно держат. Постепенно у них появляются навыки, умения, они берутся за всё более и более сложные задания. И только ребенок научился, только с ним можно во-взрослому, серьёзно заниматься, наступает пора прощаться. Грустно, конечно. Но мы должны их выпустить в жизнь. И очень радует, когда они выбирают средние специальные заведения или вузы именно по нашему вектору. Мои выпускники многие ( я не считала, если честно) выбрали своей профессией художественное направление — это дизайн, архитектура и даже педагогика.

Можно ли научить рисовать любого ребенка?

Здесь самое главное — желание ребёнка. Если есть желание, научить можно.

Легко ли сегодня быть преподавателем?

Мне — легко. Я с детьми общаюсь на равных, спокойно. Мне в удовольствие общение и с маленькими шести-семилетками, и с пятнадцатилетними. Поэтому я чувствую себя очень комфортно.

А как вы с ними находите общий язык?

К каждому ребёнку — особый подход, и он сам собой находится. Я не скажу, что это исключительный талант, у каждого учителя есть определённое чутьё. Стараемся не обидеть. Стараемся каждого поддержать, даже если у ребёнка что-то не получается. Стараемся каждого услышать. Дети рассказывают про всё, особенно маленькие. Приходят и со своими бедами и радостями. Я на работе забываю о своих проблемах и тоже подзаряжаюсь, особенно от маленьких детей. Когда работа в радость, то и легко.

А получается увидеть в ребёнке искру Божью?

Наверное, в каждом ребёнке она есть. Надо смотреть внимательно и к каждому ребёнку относиться так, как будто у него она есть. То есть искать. И найдёшь обязательно.

Что вы хотите сказать Вашим будущим ученикам?

Я хочу сказать мои будущим ученикам: «Приходите! Будем очень рады, будем мечтать, учить и учиться!»

Искусство объединяет мир!

 Обучающиеся Детской школы искусств реализуют свои способности в различных творческих конкурсах. Они постоянные участники благотворительной   акции "От сердца к сердцу" , организованной Ростовской АЭС. Она проходит уже десятый год подряд, и ее смысл заключается в следующем: ребята рисуют картины, которые впоследствии вставляются в специальные рамы и размещаются в стенах учреждений здравоохранения региона.

12 лет ДШИ совместно с Управлением информации и общественных связей Ростовской атомной станции проводит Открытый Региональный конкурс «Рисуют дети Атомграда». В этом году в данном творческом проекте приняло участие – 260 юных художников из 9 школ городов и районов Ростовской области.
Детская школа искусств проводит ряд мероприятий, направленных на воспитание, культуру и развитие подрастающего поколения. Это – прежде всего уроки, а затем подготовленные совместно с детьми отчетные концерты, выставки, мастер-классы, лекции, выезды на конкурсы и многое другое.
Но одним из самых значимых и больших мероприятий, направленных на приобщение к культурному наследию и развитие толерантного отношения, является Межнациональный фестиваль «Родники России».
Этот проект проводится Детской школой искусств с 2010 года и заключается в содружестве с разной этнической культурой и общем концерте на площадке нашего города. Он организован благодаря поддержке Ростовской Атомной станции и Благотворительного фонда «БлагоДарение».
Художественное отделение представляет на нём предметы декоративно-прикладного искусства, а также вернисаж детского творчества на тему родного края.
Школа принимает участие в долгосрочных социальных программах по повышению правовой культуры подростков и молодежи, профилактике социально-негативных явлений, антитеррористических мероприятий, поддержанию и развитие семейных ценностей, участвуют в целевой программе правительства России «Культура России», «Культура Дона», «Одаренные дети».
С 2021 года школа является инновационной площадкой по направлению «Выявление и поддержка молодых талантов в сфере изобразительного искусства»; является площадкой по проведению Всероссийского Изобразительного диктанта.
Детская школа искусств находится в отдаленном районе города. Это определяет специфику и своеобразие деятельности школы. В течение ряда лет школа является центром эстетического развития в микрорайонах В-16, В-У. Интеграция творческих возможностей школы и различных учреждений культуры и образования дает возможность проводить многочисленные мероприятия для жителей города и создает гибкую систему эстетического развития, при которой учитываются вкусы и потребности различных слоев населения.
Большие изменения произошли и в государственных программах, по которым преподаватели занимаются с обучающими на всех отделениях:

  • музыкальное (академический и народный вокал, хоровое пение, фортепиано, синтезатор, аккордеон, гитара);
    -художественное;
  • хореографическое;
  • раннее эстетическое развитие.
    На данных отделениях обучаются по двум основным образовательным программам : дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей.
    В Детской школе искусств работают такие творческие коллективы, как Образцовый фольклорный ансамбль «Земляниченька» (руководитель – Л. П. Болдарь), Образцовый ансамбль академического пения «Багатэль» (руководитель – А. А. Коваленко), хореографический ансамбль «Калейдоскоп» (руководитель – В. М. Корчагина, О. А. Тарасова).
    Родители стремятся привести своих детей в Детскую школу искусств. Знают, с каким желанием и любовью педагоги раскрывают способности ребенка, развивают его как личность. Особенно будущих художников. На художественном отделении учатся более 200 детей. Это почти половина из всех учащихся.
    Постигать прекрасное обучающиеся в ДШИ начинают с четырех лет. Три года они пробуют свои силы в разных видах искусства, а к 7 годам выбирают что-то определенное. Образовательные программы рассчитаны на различные предпочтения детей и родителей. Можно обучаться просто для общего развития, а можно готовиться к тому, что это станет в дальнейшем твоей профессией.
  • ДШИ в 2024 году участвует в реализации подпрограммы «Развитие культуры» государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» в входящей в состав национального проекта «Культура». За счет субсидий на государственную поддержку отрасли культуры в школе будут приобретены музыкальные инструменты, мебель , хореографические станки, оборудование, а также натурной фонд и учебная литература.