Категории КультураНовости

Как связаны свадьбы на Красную горку, Фомино воскресенье и Антипасха

12.05.2024

«Сборы на гулянье». Фото: В. М. Максимов 1869 г.

12 мая в 2024 года, в первое воскресенье после Пасхи тоже праздник, имеющий сразу четыре имени: в народе — Фомино воскресенье и Красная горка. А в Церкви это Антипасха и Неделя апостола Фомы. О том, что означает загадочная «Антипасха» и при чем тут апостол Фома, чуть позже. Начнем с Красной горки — времени молодежных гуляний, свадеб и венчаний. Затем ответим, какое евангельское событие вспоминают на Фомино воскресенье в церкви? И, наконец, выясним, как связаны свадьбы да венчания на Красную горку с апостолом Фомой и праздником Антипасхой — публикует наш информационный партнёр «Российская газета».

Почему Красная горка — время сватовства, знакомств, начало сезона свадеб и венчаний?

Имя «Красная горка» праздник получил от языческой традиции встречать в этот день восход солнца в поле, на природе. Красная горка была настолько любимым народным праздником, что бытовала поговорка: «На Масленицу — сватовство, на Красную горку — свадьба», ну а кто не успевал со свадьбой к Красной горке, тому совет: «На Красную горку/ Высматривай зорко/ Девицу в невесты себе…». А еще на Красную горку после девятинедельного перерыва начинались венчания. Почему девятинедельного? Считайте сами: венчания прекращались за неделю до Великого поста, с Масленицы, затем семь недель Великий пост, и после праздника Пасхи Светлая неделя — время радости, но, обратим внимание, радости духовной. И вот, наконец, когда все отдали дань духовному, с 12 мая, с Красной горки, венчания возобновляются. Также как возобновляется и поощряется сватовство с праздничными гуляниями.

Считалось, если девушка или парень проведут этот день, сидючи дома, коротать им оставшуюся жизнь с мужем непутевым, а с женой злой да глупой. Так что дома молодежь не засиживалась, но все-таки день начинался с воскресной службы в храме.

Почему день называется Неделя об апостоле Фоме или Фомино воскресенье? Какое евангельское событие вспоминают на Фомино воскресенье в церкви?

«Фомино воскресенье» — народный вариант церковного названия праздника «Неделя апостола Фомы». Тут стоит вспомнить, что на церковнославянском «неделя» — это день, когда ничего не делают, посвящая его Богу, то есть наше воскресенье. И в храмах в этот день вспоминают апостола Фому — одного из двенадцати учеников Христа, того, который усомнился, что Иисус воскрес. Не так-то просто было воспринять великое чудо Воскресения Христа — событие, превосходящее любой человеческий опыт. Вот как это случилось.

В тот же день, когда растерянные последователи Христа не нашли Его Тела в гробнице, куда Его положили после Распятия, они собрались в доме, чтобы при закрытых дверях обсудить произошедшее. Фомы среди апостолов не было. Вдруг, как сообщает Евангелие, перед ними явился Иисус, приветствуя Своих учеников: «Мир вам!» Церковь объясняет: для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное тело Господа не подчинялось законам физического мира, и можно только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от трагических событий последних дней. Естественная реакция — недоверие к тому, что они видят.

И дело тут не только в апостолах. Богословы склонны считать, что преображенное тело воскресшего Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о «теле духовном». Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, потому лучше вернемся к точному рассказу Евангелия. Итак, ученики Христа поражены, они, испугавшись, подумали, что видят духа. И тогда Иисус говорит: «Посмотрите на руки и ноги Мои, рассмотрите Меня: это Я, ведь дух плоти и костей не имеет!»

Подчеркну, Фомы — верного и отважного последователя Христа при этом явлении Иисуса ученикам не было. Поэтому, когда апостолы поведали ему о произошедшем, Фома усомнился в их рассказе, сказав знаменитую фразу: «Пока я не вложу перста своего (то есть своего пальца) в раны от гвоздей, не вложу руки своей в ребра Его, не поверю».

В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко «неверующий», что несправедливо. Фома был как раз верен и предан Христу. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего Лазаря, все ученики останавливают Его: «Не ходи, это опасно!», а вот Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: «Пойдем, и мы умрем с ним!» Такова верность «неверующего» Фомы. То есть речь здесь не о неверии как неверности, речь о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, он материалист — ему надо осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же? И тут важный момент: верность не исключает критического взгляда на вещи. Верность не слепа, она не должна выключать мозг. Но вернемся к нашей истории.

«Неверие святого Фомы». Фото: Рембрандт Харменс ван Рейн, 1634г.

Через восемь дней ученики Христа вновь собрались вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь опять заперта. И опять Иисус вошел, встал в середину и произнес: «Мир вам!» А затем сказал Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!..» — Иисус будто слышал то, что говорил Фома без Него. И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: «И не будь неверен, но верен». Понятие «вера» включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. И Фома слышит этот призыв. Ему уже не нужно осязать раны и уже не нужны доказательства. «Ты поверил потому, что Меня увидел, — говорит ему Иисус. — Блаженны же не видевшие, но уверовавшие».

Что означает имя праздника «Антипасха»?

На первый взгляд непонятное слово «Антипасха» в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». То есть в воскресный день Антипасхи вместо Пасхи произошло событие, напоминающее нам о Воскресении Христа. Вот это новое явление Воскресшего Христа Своим ученикам, апостолам и отмечается Антипасхой.

Как связаны праздник свадеб и венчаний с днем в честь апостола Фомы и Антипасхой?

После того, как мы разобрались в сути каждого из названий праздника, найти связь между Красной горкой, Фоминым воскресеньем и Антипасхой не так уж и сложно. Смотрите, слово «доверие» одного корня со словом «вера», с другой стороны, без открытости, которая есть результат доверия, невозможна любовь. Так стержень «вера — доверие — любовь» объединяет три такие разные грани одного праздника.

«На качелях». Фото: Н. А. Ярошенко, 1888 г.

Светлая неделя прошла, но сам праздник Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня (13 июня 2024 г.). Пасха не закончилась, радость о Воскресении Христа, о победе жизни над смертью выплескивается за стены храма — в поле, в необозримые просторы русской природы, которая с весенним ликованием приветствует все проявления любви и жизни. У поэта Серебряного века Михаила Кузмина есть дивные строчки о том, что человек всегда может увидеть присутствие Божье в нашем мире: «В этой жизни Божья ласка/ Словно вышивка видна…» Мир в эти Пасхальные весенние дни пронизан Божественной любовью, и эта Божественная любовь освящает все стороны человеческого бытия, надо только суметь увидеть Божью ласку на холсте своей жизни.

  • Будут трепетны и зорки
  • Бегать пары по росе
  • И на Красной, Красной горке
  • Обвенчаются, как все.

Мария Городова

https://rg.ru/2024/05/11/kak-sviazany-svadby-na-krasnuiu-gorku-fomino-voskresene-i-antipasha.html