Категории НовостиОбщество

«Эхо Дождя», или Сколько свободы слова в России на самом деле

14.06.2024

Об этом по просьбе «Южной службы новостей» рассуждает известный российский журналист Константин Придыбайло. И выводы делает неожиданные даже для самих россиян – свободы слова «у нас тут» гораздо больше чем кажется и больше, чем «у них там», поскольку западная «свобода слова» реализуется в рамках жесткой «диктатуры смыслов».

На Западе, в частности, в США, наблюдается тенденция к усилению контроля над населением. Этот процесс начался уже давно, но стал более явным после событий, связанных с Эдвардом Сноуденом. И сегодня в медийном поле вырисовывается очень неприглядная для Запада картина: Блокировка пророссийских блогеров и СМИ на YouTube, отсутствие реакции в отношении откровенных русофобов, раскрытие Илоном Маском подконтрольность Twitter властям Штатов.

В то же время российская власть, даже в условиях военного конфликта, продолжает сотрудничать с общественными деятелями, которые в 2022 году высказывались против территориальной целостности страны, называли Россию фашистским государством и возможно, до сих пор придерживаются этой точки зрения. Подобная свобода в условиях проведения военных операций была бы неприемлема в других странах.

ЮСН в этой связи напоминает про Яндекс, который рекламировался у Алексея Шевцова – блогера, отправлявшего донаты запрещенной в России неонацистской организации «Азов». Никаких санкций в отношении этой компании или людей, принимавших эти решения, не было. А сервис Яндекс.Музыка не предпринимает никаких действий для удаления русофобских песен со своей платформы, что позволяет их авторам зарабатывать и распространять русофобский контент на российском же сервисе. Лишь недавно была удалена композиция «Стріляй в москаля» после того, как на неё обратили внимание журналисты.

«Для России свобода слова всегда была ценностью более значимой, чем для некоторых европейцев и людей, которые продвигают идеи Запада, – считает Константин Придыбайло. – В нашей стране много лет существовали «Эхо Москвы»* и телеканал «Дождь»*, которые были полностью легальными. Сейчас многие люди могут свободно высказывать свои мысли о России и её властях. Конечно, есть определённые рамки приличия, но говорить о том, что в России нет свободы слова, могут только те, кто никогда не был в нашей стране и привык жить в условиях диктатуры смыслов и идеологий», — считает Константин Придыбайло.

Журналист уверен, что иноагенты вполне могут работать на отечественных платформах, но не будут, поскольку не привыкли к отсутствию продвижения, которое им обеспечивает YouTube.

«Они предпочитают YouTube, где их ролики сразу попадают на главную страницу и показываются бабушкам, которые смотрят, как засаливать огурцы. Но на отечественных платформах они не получат те просмотры, на которые рассчитывают. У них огромная россыпь иноагентов, но они не могут сравниться с простыми людьми, которые не зависят от продвижения. Наши платформы будут ещё более популярными, потому что здесь нет жёсткого навязывания идеологий. Люди выбирают то, что им нравится, и слушают тех, кого хотят, — говорит Константин Придыбайло. – Мы видим, как Такер Карлсон приезжает в Россию и удивляется нашей свободе. Свобода слова в России гораздо больше, чем мы можем себе представить».

Изображение от bearfotos на Freepik