Категории НовостиОбщество

Преображение и Яблочный спас: что православные празднуют 19 августа

18.08.2024

В понедельник, 19 августа 2024 года, православные празднуют Преображение Господне или, как говорят в народе, Яблочный спас. Но главное событие, которое отмечает Церковь, касается вовсе не яблок. И слово «спас», входящее в народное название праздника Преображения надо бы написать с заглавной буквы — Спас, потому что это сокращение от слова «Спаситель» — одного из имен Бога. Кстати, Иисус по-гречески и означает Спаситель. Так вот, праздник Преображения Господня — это праздник в честь Иисуса Христа, то есть Спасителя, хотя яблоки здесь тоже неслучайны, но об этом чуть позже — публикует наш информационный партнёр «Российская газета».

Радостное, с яблочными ароматами, августовское торжество в народе любили. Храмы, освященные в честь Преображения, давали названия деревням, улицам, площадям и даже одной станции московского метро. Был у нас и знаменитый Лейб-гвардии Преображенский полк, где служили преображенцы — элита гвардии.

А еще праздник подарил фамилию знаменитому профессору из «Собачьего сердца». Булгаков наделил своего героя такой фамилией неслучайно, и мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сначала про само слово и суть отмечаемого события.

«Изменение, метаморфоза, превращение, трансформация, перерождение» — все это синонимы преображения, но при всей кажущейся близости слов преображение — нечто совсем иное. Чтобы понять, в чем разница, обратимся к Евангелию. К тому, как описывает событие Преображения первоисточник, попутно отметив, что сейчас слово пишется уже с заглавной буквы — объяснение позже.

Итак, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи. Спаситель ходит с учениками по Палестине, проповедуя Благую весть. Однажды Иисус, взяв с Собою апостолов Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору Фавор помолиться. Там уставшие ученики Христа задремали, а когда очнулись, увидели нечто необычное: Христа в сиянии и двух мужей, стоящих рядом и беседующих с Ним. Свет, исходивший от Христа и даже от Его одежд, был особой, неземной природы, и чтобы подчеркнуть это, Евангелие использует фразу «сияние славы». Впоследствии это сияние, исходящее от Христа и даже Его одежд, стали называть Фаворским светом — в честь горы Фавор, где и произошло Преображение Иисуса.

«Преображение Господне», Тициан Вечеллио 1560г.

Но с кем беседовал Спаситель? Евангелие сообщает, что это были ветхозаветные, то есть жившие задолго до Христа, пророки Моисей и Илия. О чем они говорили с Иисусом? О Его грядущих страданиях, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. Увидев необычное явление, порывистый Петр восклицает, обращаясь к Христу: «Учитель, как хорошо нам здесь! Давайте устроим три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!»

«Он не знал и сам, чтo говорил», — замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда понятное, но все же наивное желание остановить мгновение, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, как появилось облако и накрыло всех тенью. Ученики испугались, но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» А когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели.

Так произошло Преображение Иисуса Христа — явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: «Преображение — это существенное изменение образа (найдем, выделим корень «образ» в слове!), проявление в уже известном нового, еще неведомого нам качества». О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы слово в этом случае пишется потому, что само событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд — не только от Бога, но и от материи. Важно еще, что, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак, знамение, о том, что Иисус есть Сын Божий. Иконы и картины, посвященные Преображению, передают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют «фаворским светом», так как полагают, что Преображение произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части — апостолы.

«Преображение Господне», Круг Феофана Грека, около 1403 г.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богине любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда народное название праздника в честь Спасителя — Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам «плодов земных». Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!

Иван Шмелев — «Лето Господне». «Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться… В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде. Необыкновенно, весело — будто гости и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».

Чистота детского восприятия помогает нам уловить сердцевину явления Преображения. То есть Преображение — это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии, это нечто, что может произойти и происходит не только с каждым из нас, но и со всем материальным миром, и с яблоками в том числе. Потому что вся материя призвана быть обоженной. То есть может приобщена к божественной жизни!

Поэтому преображение не есть просто изменение. «В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия. Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело — одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия. Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил и лучился из него» (преп. Иустин Сербский).

«Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, — пишет епископ Мефодий (Кульман), — но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор — это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха».

Эти цитаты могут показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых — на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение «он весь светится от радости», мы поймем, что Преображение Господне — это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы. И тайны замысла Божьего о материи.

А что там с булгаковским профессором? Почему Михаил Афанасьевич сделал его именно Преображенским? Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора. А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских — все не перечислишь, их действительно очень много! — Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему?

Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое — преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.

Мария Городова