Парки развлечений станут одним из драйверов внутреннего туризма в регионах
Мировой рынок парков развлечений в 2023 году оценили в 51 млрд долларов. / Александр Корольков/РГ
Парки развлечений станут одним из драйверов внутреннего туризма, уверены в Минэкономразвития. Перспективные объекты попадают под программу льготного кредитования нацпроекта «Туризм и гостеприимство». При этом сами участники рынка отмечают подъем отрасли — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
В этом году по программе льготного кредитования поддержано 10 проектов аквапарков, 9 — горнолыжных комплексов и 3 проекта круглогодичных парков развлечений. «Это всегда был развивающийся сектор экономики, поскольку мы довольно сильно отстали от западных форматов парков развлечений», — считает вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов. По его словам, сейчас индустрия растет.
Если Disneyland открылся в США еще в 1955 году, то приближенный к нему «Сочи Парк» был запущен только в 2014 году. Рынок еще не заполнен, но развитие внутреннего туризма привело в сектор новых игроков. «Это крупные девелоперы, финансовые группы, которые стали инвестировать в развитие парков развлечений», — пояснил Родионов.
Во всем мире тематические парки являются центром притяжения, куда едут целенаправленно, чтобы провести день или даже несколько дней, говорит партнер NF Group Станислав Бибик. В России этот рынок далек от насыщения, на нем практически отсутствуют высококачественные объекты с продуманными концепциями, сопоставимыми с мировыми тематическими парками (Disneyland, Universal Studios Hollywood, Ferrari World Abu Dhabi и др.). Зачастую парки аттракционов дополняют торговые кластеры, торговые центры, аутлеты, гостиницы, ресторанные комплексы и, конечно, жилье.
Новые парки развлечений будут открываться в уже сформированных туристических кластерах — Москве, Санкт-Петербурге, Сочи
Парки развлечения были всегда очень сложными в части объема инвестиций и возврата, говорит Ольга Гусева, генеральный директор KEY CAPITAL. Даже десять лет назад расчет финансовых моделей показывал минимум 15-летнюю окупаемость. «В то время внутренний туризм был на самом низком уровне и, конечно, отрицательно влиял на окупаемость. И вот, казалось бы, сейчас самое время, когда внутренний туризм стал активным и можно инвестировать в такие проекты, но проблемы остались», — говорит она. Если брать открытые парки аттракционов, то проблема в сезонности: даже в южных регионах цикл работы не круглогодичный, а значит, владелец должен либо содержать весь персонал на протяжении минимум полгода за счет доходов с сезона, либо же каждый сезон собирать персонал. При этом кадровый дефицит в туризме только растет, а часть вакансий требует определенных навыков и экспертизы. Если делать закрытые парки, то объем инвестиций еще больше и необходимо очень качественно продумать дополнительные функции, которые помогут вовлечь максимум посетителей и собирать доход не только с билетов. Без поддержки сроки окупаемости инвестиций выходят за 15 лет.
Есть и нюанс — собственно аттракционы. Большинство парков, чтобы сократить затраты на закупку оборудования, покупали бывшие в употреблении аттракционы, что требовало больше внимания к их эксплуатации и экспертизе инженерного состава парка, говорит Гусева. «Сейчас есть ограничения по покупке европейского оборудования, и даже «серый» импорт не позволяет потом быть уверенным в его содержании, а это оборудование повышенной опасности, команда обслуживания должна быть обучена и должна уметь обеспечить оперативную замену деталей, — отмечает эксперт. — И то и другое — крайне затруднительно, что негативно влияет на окупаемость проекта. Сейчас инвесторы активно смотрят на азиатский рынок оборудования, что может положительно отразиться на этой отрасли». Пока стабильных партнеров в Азии нет, зато есть много вопросов по сертификации оборудования, обучению персонала, контролю работы и запчастям. Бывают проекты, в которых могут появляться по несколько аттракционов, но полноценных парков аттракционов в России пока два: в Сочи и в Москве, и оба проекта имеют очень длинный срок окупаемости.
Инфографика «РГ»/Антон Переплетчиков/Марина Трубилина/Екатерина Свинова
Более перспективны водные парки аттракционов, добавляет Гусева, и в последнее время к ним большое внимание. У них схожие проблемы, но они, как правило, реализуются в закрытом контуре, хотя было несколько проектов, где планировалось создать открытый водный парк. «Если рассматривать комплекс вместе с термами и другими зонами отдыха, то такой формат более успешный и устойчивый, но при этом надо понимать, что на парк аттракционов как точку притяжения будет приходить не более 40% посетителей. Водный парк имеет больше эффективности в возврате инвестиций, если осуществляется как комплексный проект, с другими зонами отдыха, с вовлечением федеральной поддержки и новыми партнерствами с азиатскими производителями», — отмечает Гусева.
Если считать парком развлечений любую площадку, на которой даже временно размещают аттракционы, то оценить их общее количество довольно сложно, это может быть несколько тысяч Только в столице, по открытым данным московского правительства, их около 50, говорит замдиректора департамента стратегического консалтинга RRG Иван Подкова, и это число растет.
Мировой объем рынка парков развлечений оценивался в 2023 году в 51 млрд долл. с ежегодным темпом роста в 6,2%. Данные по количеству проданных билетов в российские парки не публичные, но посещаемость парков культуры и отдыха, где они зачастую располагаются, растет: в Московской области, к примеру, она увеличилась в 2023 году на 30%. Причины роста посещаемости парков аттракционов одинаковы для мирового рынка и для российского — это рост турпотока.
В 2023 году правительством было запущено льготное кредитование строительства парков развлечений, говорит Иван Подкова. При этом посещаемость таких парков должна быть не менее 1 млн человек в год. Скорее всего, новые парки будут открываться в уже сформированных туристических местах (Москва, Санкт-Петербург, Сочи и пр.). Чем выше турпоток, тем больше вероятность открытия нового парка или модернизация существующего.
Парки развлечений могут работать в разных форматах, их можно подразделить на городские, региональные и туристические, считает операционный директор «Сочи Парка» Геннадий Григоренко. Туристические могут работать при потоке туристов от 6 млн в год. В региональных парках должно быть 3-6 млн посетителей, но лишь половина из них может быть туристами, другая половина — местные жители. Городские парки могут быть в любом городе, где живет от 800 тыс. человек и есть хотя бы 400 тыс. туристов. «Далее — вопрос знаний, умений и экономики. Есть много сфер, которые дают большую и более гарантированную прибыль и более привлекательны для инвесторов», — отмечает он.
Всего в мире насчитывается более 500 парков, говорит Григоренко. Есть очень хорошие городские парки в Северной Европе. Есть много небольших парков с хорошими моделями в Финляндии, аналоги которых подошли бы к климату наших северных регионов. Причем они открытые и работают не круглый год, а около пяти месяцев в году. Тематические парки развлечений могут стать точками роста новых туристических кластеров.
Оценить объем рынка можно на примере парка в Сочи, считает Иван Подкова: курорт посещают 5,3 млн человек в год, то есть нужен один профессиональный парк развлечений на 5 млн туристов. В России есть несколько направлений с турпотоком таких масштабов: Москва и Подмосковье (12 млн туристов в год), Санкт-Петербург и Ленинградская область (9 млн), Краснодарский край, включая Кавказ и Сочи (17 млн). По остальным направлениям турпоток не превышает 2-3 млн человек. Соответственно, потенциал российского рынка — около 7 крупных парков развлечений, говорит эксперт. Рентабельность парков находится на уровне от 5 до 12%.
Екатерина Свинова,Марина Трубилина