Категории НовостиРоссийская газета

Власти нашли еще один способ сдержать цены на яйца

27.09.2024

Власти поддержали идею Федеральной антимонопольной службы (ФАС) запретить торговым сетям получать вознаграждение за продажу определенного количества яиц. По их мнению, это поможет сдерживать рост цен. Но торговля ожидаемо выступает против — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

В частности, в Минсельхозе «РГ» рассказали, что поддерживают проект постановления правительства об этом, подготовленный ФАС летом этого года. Как сказано в пояснительной записке к проекту, по закону о торговле ретейл имеет право взимать с поставщика вознаграждение за то, что продал определенное количество товара. Сумма вознаграждения не должна превышать 5% от цены приобретенных продуктов. Но на отдельные виды социально значимых продуктов установлен запрет брать это вознаграждение. Это хлеб, мясо кур, молоко. Яйца в этот список до сих пор не входят. Вместе с тем сейчас более 60 % произведенных куриных яиц реализуется через торговые сети. Наиболее востребованным со стороны торговых сетей является яйцо куриное столовое первой и второй категорий. Их и предлагается добавить в список продуктов, за продажу определенного количества которых торговле запрещено получать вознаграждение. Это позволит производителям яйца куриного сократить затраты при поставках в торговые сети и направить высвобождаемые финансовые ресурсы на модернизацию и расширение производства. Также эта мера в среднесрочной перспективе может способствовать снижению оптово-отпускных цен производителей яиц, говорится в записке.

Такая мера окажет положительное влияние на ценовую ситуацию на внутреннем рынке, и в дальнейшем продукция птицеводства будет оставаться доступной для широкого круга потребителей, согласны в Минсельхозе.

«Действующая в настоящее время возможность взимания вознаграждения за приобретение определенного объема куриных яиц торговыми организациями не соответствует рыночной необходимости. За счет прекращения выплат торговым организациям за продвижение товара у производителей появятся дополнительные средства, которые они могут направить на модернизацию и расширение производства», — прокомментировали «РГ» в ФАС.

Напомним, по данным Росстата, в прошлом году яйца подорожали более чем на 60%. Власти и эксперты объясняли такой скачок цен возросшим спросом, непростой ситуацией с гриппом птиц, дефицитом кадров.

Но с конца прошлого года наблюдается снижение отпускных цен на куриное яйцо, отмечают в Минсельхозе. За это время, по состоянию на 18 сентября, стоимость яиц первой и второй категорий сократилась уже на 22,6% и 29,5% соответственно и в среднем составляет сегодня 73,2 и 58,6 рублей. Такая динамика транслируется и в розницу.

Предлагаемые меры не способны выполнить заявленные задачи по снижению цен на куриные яйца, но могут привести к дисбалансу конкуренции среди производителей и в конечном итоге ускорить рост цен, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

«Вознаграждение не учитывается при определении цен на продовольственные товары и не оказывает на них влияние — это инструмент стимулирования торговых сетей приобретать большее количество товара и предоставлять этому товару маркетинговую поддержку. Механизм вознаграждения позволяет небольшим производителям попадать на полки крупных сетевых магазинов и выдерживать конкуренцию со стороны более крупных игроков. Ограничение конкуренции приведет к усилению рыночных позиций крупных производителей, которые могут в одностороннем порядке пересматривать и повышать цены. Опыт ограничений вознаграждения торговых сетей также говорит об отсутствии эффекта на отпускные цены производителей: установленный в 2016 году 5%-й лимит вознаграждения не привел к снижению цен производителей на продовольственные товары», — поясняет он.

Он отмечает, что ретейлеры сами ограничивают наценки на 350 позиций социально значимых товаров, включая самые ходовые позиции куриного яйца, в пределах 10%, а в зависимости от ситуации на рынке применяют гибкий механизм сдерживания роста цен, устанавливая на некоторые товары нулевую или отрицательную торговую наценку.

«Внесение всей категории, в том числе премиальной продукции, в перечень социально значимых товаров лишит торговлю рычагов для сдерживания цен на самые ходовые позиции. Учитывая, что такая мера не предусматривает никаких обязательств ограничения или снижения цен со стороны поставщиков, формируется существенный риск роста инфляции», — предупреждает Караваев.

Татьяна Карабут